Будни Арцаха

909

Арцах… Как много Ты значишь для меня. Столько мудрости в Тебе, столько чистоты и искренности. Всепрощающий Ты мой. Раненый Ты мой. Молодой, но такой сильный. Столькому мне надо научиться у Тебя. Сломавшись, Ты сломал и меня. Ты заставил меня взяться за ручку и писать. Писать-писать-писать… Меня, простого бугалтера, который так особо писать не любит, да и времени нет… Но сейчас, излагая свои мысли, думы, свои чувства, боль, свою гордость, пытаюсь собрать себя по частям, пытаюсь вернуться к жизни, пытаюсь понять себя… Ты мне поможешь, я знаю, я в это верю… Я даже не знала , что моя любовь к Тебе столь глубокая, прочная, верная… С большим трудом покинуть Тебя и мучиться, потом снова вернуться под обстрелами, пытаясь спасти Тебя. И снова силой оторвали от Тебя, мне пришлось вновь оставить Тебя, тем самым оставив частичку себя…

Но вот я снова здесь. На самой святой армянской земле. Дышу Твоим уникальным воздухом и надышаться не могу. Гуляю по Твоим разрушенным улицам остановиться не могу. Изучаю всех кругом, кто вернулся по Твоему зову. И хочу каждого, уже незнакомого мне прохожего, остановить и сказать: <<Спасибо! Спасибо, что вернулись, спасибо, что живы. И вообще за все, за все спасибо>>.

Хочу обнять встречную старушку, которая с двумя гвоздиками переходит дорогу. И сказать: <<Простите… Простите, что не уберегли… И, конечно же, спасибо … >>

Хочу поцеловать в лоб ребенка, чьи глаза смотрят на меня не по-детски. Большие, круглые, по-армянски грустные глаза смотрят на меня с глубокой верой, со страхом, с пониманием, умоляюще. И, что интересно, при всем при этом они улыбаются. Да, армянские детские глаза улыбаются. Они заставили меня встряхнуться, стыдиться, что боюсь неопределенного будущего. И тут у меня появляется желание жить и творить на этой земле, для этих красивых, грустных армянских глаз… Пытаясь вернуть прежние рабочие будни, решаюсь — сама поеду за документами по работе.

И вот впервые я еду по Мартакертским дорогам в послевоенном Арцахе. По дороге встречаю невзорвавшиеся снаряды, застывшие в земле… Замечаю: небо иного цвета. Оно мрачноватое, беспокойное. Никак не могла найти в нем мирной синевы. Меня порадовали тракторы, работающие на дорогах. Их было несколько…

<<Это хорошо>>, — подумала я. Люди пытаются вернуть к новой жизни Арцах. Вдруг замечаю, как один из трактористов размахивает руками. Мы с шофером подумали: вдруг человеку что-то надо. Повернули машину обратно… На наше удивление, тракторист (который из Гадрута) протягивает мне гранат (нур). Я стою окаменелая, растерянная, растроганная вниманием. Хочу взять этот божественный армянский фрукт, но мне стало неловко, когда посмотрела на худощавые, рабочие руки. С другой стороны, не хочется обижать мужчину… Тракторист, заметив мою растерянность, добавляет: <<Угощайтесь, не стесняйтесь. Мне проездом дали сельчане, и я решил поделиться. Надо всегда делиться, даже самым малым. Кто знает…>>.  И пауза…

Я взяла гранат, поблагодарила, мы поехали дальше.  Всю оставшуюся дорогу молчала и думала, какие же мы все-таки другие — особенные.  Как хорошо, что я армянка… Прибыли до той самой деревни. Душа радуется… Деревенские дома стоят, и из печки струится дым… Вот он, дым и запах отечества… Как приятно в этих окнах вновь видеть свет… В каждом окне своя жизнь, своя история… Господи, не дай больше погаснуть свету в этих очагах …

Окончив свои дела, председатель просит меня не уходить и говорит, что он вскоре вернется. Не успела я кивнуть головой, как его уже не было. И через долю минуты мне председатель протягивает горячий, свежеиспеченный хлеб прямо из тонира. И говорит: <<Моя жена после войны печет. Вот он, самый настоящий хлеб. Попробуйте…>> Я как голодный ребенок напала не хлеб… Моей радости не было предела. Я наконец-то чувствую вкус арцахской пшеницы… Хлеб был таким ароматным, таким вкусным. Ощущение, что я в жизни не ела такого хлеба … Но это было другое … Я просто искренне соскучилась по вкусу моей земли… На обратной дороге мы остановили машину, чтоб поделиться половиной хлеба с тем самым трактористом. На этот раз уже его глаза, мокрые, сверкали.  Я ему говорю: <<Я у вас научилась, что добром надо делиться, даже на дорогах…>>

  На этом моя поездка закончилась, а также мой рабочий, будничный день. Но столько мудрости в одном простом дне … Этот день заставил меня переосмыслить многое …

Я поняла: покуда нам встречаются такие люди на дорогах, как тракторист, гюхапет, мы будем жить. Мы будем строить, мы будем сеять пшеницу, сажать деревья… Ты возродишься еще, мой Арцах, наш Арцах…! И у твоего неба появится тот самый мирный голубой цвет. Мы еще вернем Твою синеву…

С этими мыслями в голове я заснула под звук выстрелов, доносящихся до моих ушей из Шуши….

Степанакерт 2021 г.

Автор: Адамян Инга Робертовна, г.Спеканакерт,
главный бухгалтер ООО «Миллениум»
участник конкурса на лучшую статью на тему «Будни Арцаха»,
организаторами которого являются Благотворительный фонд «Луйс»
и Региональная Армянская Национально-культурная Автономия Республики Крым