История армян в Крыму

Народы живут для себя, творят — для человечества. Недостоин жить живущий только для себя. Народы должны творить — а потому имеют право на жизнь. Гарегин Тер-Арутюнян (Нжде)

Их ценили и притесняли, переселяли и депортировали, но невиданное упорство этого маленького народа взяло верх над историческими перипетиями, и армяне Крыма стали созвучным элементом многонациональной крымской культуры. 
Маргарита Аванесова

Крымский полуостров занимает особое место в армянской истории. В определенный период эта сказочная земля стала одним из основных центров эмиграции и компактного проживания наших предков, дав развитие крупной и активной общине.


Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры.

Исследователи выделяют следующие основные этапы армянского присутствия в Крыму:

  • «византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму
  • «генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии
  • «турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли
  • «российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;
  • «украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся общеукраинское социокультурное пространство
Крымские армяне, XVIII в.

Итак, исторические, культурные и экономические связи армян с крымским полуостровом имеют более чем двух тысячелетнюю историю. Правда, о начальном периоде (с первых веков до нашей эры до установления над полуостровом византийского владычества), сохранилось очень мало сведений. К примеру, известно, что армянский царь Тигран второй Великий был женат на Клеопатре – дочери Митридата шестого Евпатора, царя Понтийского царства, в состав которого, как известно, входила Малая Армения. В союзе они воевали против Рима. В составе войск понтийского царя было немало армян, в том числе и под началом Диофанта.
Второй волной заселения Крыма армянами стал византийский период, когда василевсы ромеев стали активно селить своих подданных-армян на окраинах империи, в том числе и в административной феме Таврика.
Периодом самой крупной волны эмиграции с дальнейшим образованием общины нужно считать XI век, когда после падения столицы багратидской Армении, Ани, наши предки стали массово попадать на полуостров и образовывать новые колонии.
С XI века армяне расселяются на юго-востоке Крыма: в Кафе (Феодосии), Сугдее (Судаке), а позднее — в основанном крымскими татарами Эски Кырыме (Старом Крыму). В 3 км от этого города расположен монастырь Сурб Хач, построенный в середине XIV века.

Экспозиционный комплекс Крымского этнографического музея, армянский зал

Впоследствии армяне появились и на западе полуострова, в Евпатории, и на севере, возле материка, — крупным поселением был нынешний город Армянск (в прошлом — Армянский Базар), и в центральной, степной части.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII–XIV веках — во время монгольских нашествий на Армению и падения Киликийского царства. С начала XIV века армяне разворачивают в Крыму активную деятельность: занимаются строительством, ремеслами, сельским хозяйством, торговлей, открывают школы и скриптории.

К XV веку армянская колония вошла в эпоху расцвета. Купцы активно и успешно занимались морской торговлей, о чем свидетельствуют документы генуэзцев — в то время «хозяев» Кафы (Феодосия), которая была крупнейшим владением Генуэзской республики в северном Причерноморье.
Будучи трудолюбивыми и уживчивыми, армяне налаживали добрососедские отношения с другими народами, населяющими Таврику. К началу XV века они составляли две трети жителей Кафы — около 45 тысяч человек.
В городе было 35 церквей, и фактически Кафа была армянской, но под управлением генуэзцев, чьи средневековые хроники называли этот край Armenia Maritima (Приморская Армения).
О временах расцвета колонии армянский летописец XVII века писал: «В то время усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями.
И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Эта крепость называлась Айоц-берд, часть ее уцелела до наших дней.

Армяне и татары в кофейне. Гравюра 1848 г.

Несмотря на соседство с татарами и генуэзцами, внутреннюю жизнь в колониях армяне строили по своим обычаям, канонам и законам «Судебника» Мхитара Гоша. При общинных церквях существовали школы, где изучали философию, грамматику, арифметику, риторику, осваивали искусство миниатюры.
В 1475 году, при захвате Крыма турками, часть крымских армян погибла, многих силой отправили в Константинополь. Оставшиеся в живых не покинули полуостров. Со временем вновь оживились ремесленное производство и торговля, восстанавливались древние храмы и монастыри, открылись учебные заведения.
Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века, и вплоть до этого времени армяне оставались самым многочисленным народом полуострова после крымских татар.

В 1778 году императрица Екатерина II, преследуя цель ослабления влияния крымских ханов, к тому времени вышедших из-под османского влияния, отделила наиболее платежеспособную и налогооблагаемую часть населения — армян.
По ее указу, более 12 тысяч человек были переселены в низовья Дона, где был основан город Новый Нахичевань (Ростов-на-Дону) и пять селений.
Так крымский полуостров стал Таврической губернией. Нужно отметить, что при следующих императорах всероссийских некоторая часть переселенцев на Дон вернулась на родину.
Отдельно нужно сказать о тех именах армян Крыма конца XIX — начала XX века, которые стали известны далеко за пределами полуострова, — художников Айвазовского и Суренянца, композиторов и музыкантов Кара-Мурзы, Налбандяна, Спендиарова, поэтов Додохяна и Анопьяна, адмирала Серебрякова и других.

Во время Первой мировой войны, вследствие начавшегося в Османской империи геноцида армян, население полуострова резко возросло за счет беженцев, впоследствии дойдя до 30 тысяч человек.
Как и другим народам Крыма, армянам пришлось тяжело и в годы Второй мировой войны, и в последующий период сталинской депортации. Свыше 11 тысяч человек были высланы из Крыма, в основном в республики Средней Азии.
После распада СССР армяне стали возвращаться и сейчас община насчитывает около 25-30 тыс армян.

Вардавар в Старом Крыму

Источники:
1) Григорьянц В. Е. О некоторых вопросах истории армян Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2004. № 8.
2) «Этнография народов Крыма» – Этносы Крыма: Армяне armyane/index.htm
3) https://vstrokax.net/istoriya/istoriya-armyan-kryima
4) http://ru.hayazg.info
5) http://krymology.info/
6) barev.today