История армян в Крыму

А я вашей крови частица,
Седого камня кусок.
Я жажду, дайте напиться
После долгих дорог.
Родившись у самого моря
И волн наблюдая простор,
Я жил с ощущением спора
И с вечным предчувствием гор.
Мне синего неба хватало,
Хватало мне синей воды,
Но сердце мое клокотало,
Лишенное высоты.
Как будто сложившейся мысли
Мне выразить не было слов.
Во мне говорил, может, прадед,
Когда-то покинувший кров.
Во мне говорили истоки,
В которых — начало реки,
Тысячелетние токи
Моей камнеликой земли.
Как будто сарьяновской кистью
Искусным движеньем руки
Во мне многотрудно писались
Полотна армянской души.
На них как кинжальные грани —
Вершины несли себя ввысь.
Незаживающей раной
Будил мою память Масис.
Да! Я вашей крови частица,
Седого камня кусок.
Я жажду, дайте напиться
После долгих дорог.

Олег Габриелян

Народы живут для себя, творят — для человечества. Недостоин жить живущий только для себя. Народы должны творить — а потому имеют право на жизнь. Гарегин Тер-Арутюнян (Нжде)

Их ценили и притесняли, переселяли и депортировали, но невиданное упорство этого маленького народа взяло верх над историческими перипетиями, и армяне Крыма стали созвучным элементом многонациональной крымской культуры. 
Маргарита Аванесова

Крымский полуостров занимает особое место в армянской истории. В определенный период эта сказочная земля стала одним из основных центров эмиграции и компактного проживания наших предков, дав развитие крупной и активной общине.
Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры.

Исследователи выделяют следующие основные этапы армянского присутствия в Крыму:

  • «византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму
  • «генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии
  • «турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли
  • «российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;
  • «украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся общеукраинское социокультурное пространство
Крымские армяне, XVIII в.

Итак, исторические, культурные и экономические связи армян с крымским полуостровом имеют более чем двух тысячелетнюю историю. Правда, о начальном периоде (с первых веков до нашей эры до установления над полуостровом византийского владычества), сохранилось очень мало сведений. К примеру, известно, что армянский царь Тигран второй Великий был женат на Клеопатре – дочери Митридата шестого Евпатора, царя Понтийского царства, в состав которого, как известно, входила Малая Армения. В союзе они воевали против Рима. В составе войск понтийского царя было немало армян, в том числе и под началом Диофанта.
Второй волной заселения Крыма армянами стал византийский период, когда василевсы ромеев стали активно селить своих подданных-армян на окраинах империи, в том числе и в административной феме Таврика.
Периодом самой крупной волны эмиграции с дальнейшим образованием общины нужно считать XI век, когда после падения столицы багратидской Армении, Ани, наши предки стали массово попадать на полуостров и образовывать новые колонии.
С XI века армяне расселяются на юго-востоке Крыма: в Кафе (Феодосии), Сугдее (Судаке), а позднее — в основанном крымскими татарами Эски Кырыме (Старом Крыму). В 3 км от этого города расположен монастырь Сурб Хач, построенный в середине XIV века.

Экспозиционный комплекс Крымского этнографического музея, армянский зал

Впоследствии армяне появились и на западе полуострова, в Евпатории, и на севере, возле материка, — крупным поселением был нынешний город Армянск (в прошлом — Армянский Базар), и в центральной, степной части.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII–XIV веках — во время монгольских нашествий на Армению и падения Киликийского царства. С начала XIV века армяне разворачивают в Крыму активную деятельность: занимаются строительством, ремеслами, сельским хозяйством, торговлей, открывают школы и скриптории.

К XV веку армянская колония вошла в эпоху расцвета. Купцы активно и успешно занимались морской торговлей, о чем свидетельствуют документы генуэзцев — в то время «хозяев» Кафы (Феодосия), которая была крупнейшим владением Генуэзской республики в северном Причерноморье.
Будучи трудолюбивыми и уживчивыми, армяне налаживали добрососедские отношения с другими народами, населяющими Таврику. К началу XV века они составляли две трети жителей Кафы — около 45 тысяч человек.
В городе было 35 церквей, и фактически Кафа была армянской, но под управлением генуэзцев, чьи средневековые хроники называли этот край Armenia Maritima (Приморская Армения).
О временах расцвета колонии армянский летописец XVII века писал: «В то время усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями.
И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Эта крепость называлась Айоц-берд, часть ее уцелела до наших дней.

Армяне и татары в кофейне. Гравюра 1848 г.

Несмотря на соседство с татарами и генуэзцами, внутреннюю жизнь в колониях армяне строили по своим обычаям, канонам и законам «Судебника» Мхитара Гоша. При общинных церквях существовали школы, где изучали философию, грамматику, арифметику, риторику, осваивали искусство миниатюры.
В 1475 году, при захвате Крыма турками, часть крымских армян погибла, многих силой отправили в Константинополь. Оставшиеся в живых не покинули полуостров. Со временем вновь оживились ремесленное производство и торговля, восстанавливались древние храмы и монастыри, открылись учебные заведения.
Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века, и вплоть до этого времени армяне оставались самым многочисленным народом полуострова после крымских татар.

В 1778 году императрица Екатерина II, преследуя цель ослабления влияния крымских ханов, к тому времени вышедших из-под османского влияния, отделила наиболее платежеспособную и налогооблагаемую часть населения — армян.
По ее указу, более 12 тысяч человек были переселены в низовья Дона, где был основан город Новый Нахичевань (Ростов-на-Дону) и пять селений.
Так крымский полуостров стал Таврической губернией. Нужно отметить, что при следующих императорах всероссийских некоторая часть переселенцев на Дон вернулась на родину.
Отдельно нужно сказать о тех именах армян Крыма конца XIX — начала XX века, которые стали известны далеко за пределами полуострова, — художников Айвазовского и Суренянца, композиторов и музыкантов Кара-Мурзы, Налбандяна, Спендиарова, поэтов Додохяна и Анопьяна, адмирала Серебрякова и других.

Во время Первой мировой войны, вследствие начавшегося в Османской империи геноцида армян, население полуострова резко возросло за счет беженцев, впоследствии дойдя до 30 тысяч человек.
Как и другим народам Крыма, армянам пришлось тяжело и в годы Второй мировой войны, и в последующий период сталинской депортации. Свыше 11 тысяч человек были высланы из Крыма, в основном в республики Средней Азии.
После распада СССР армяне стали возвращаться и сейчас община насчитывает около 25-30 тыс армян.

Вардавар в Старом Крыму

Источники:
1) Григорьянц В. Е. О некоторых вопросах истории армян Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2004. № 8.
2) «Этнография народов Крыма» – Этносы Крыма: Армяне armyane/index.htm
3) https://vstrokax.net/istoriya/istoriya-armyan-kryima
4) http://ru.hayazg.info
5) http://krymology.info/
6) barev.today