Армянское культурное наследие в Крыму представлено большей частью средневековыми религиозными сооружениями. В связи с переселением большей части крымских армян на Нижний Дон, эти культовые сооружения были массово заброшены после 1778 года. Однако рост интереса археологов к данной теме значительно увеличил количество находок и существенно расширил географию поиска средневековых армянских памятников уже в начале XXI века. В российский период в Крыму жил и творил известный российский художник армянского происхождения Иван Айвазовский, пожалуй один из самых известных армян Крыма.
Церкви и монастыри
В Крыму армянские церкви действуют в Ялте, Феодосии, Евпатории и других городах Крыма. Наиболее известным монастырём является Сурб Хач (XIV век) в Старом Крыму.
С начала XIV века армянские поселенцы развертывают в Крыму активную строительную деятельность. Согласно памятной записи одной армянской рукописи Крыма начала XIV века, уже в то время существовал близ Кафы армянский монастырь Гамчак, при котором была построена купольная церковь. В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438 году кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор. Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV—XV веках был Сурхат. Имя Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 году в лесу недалеко от города Старый Крым. Там было много армянских церквей, школ, кварталов. Одно из крупных армянских поселений XII—XV вв. находилось в Судаке. До последней четверти XV века вблизи монастыря Сурб-Хач существовал небольшой армянский город Казарат. Армянские князья держали там войска и на договорных началах защищали Кафу.
Общественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX века. В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне и церковь старались «поднять» нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия. Источником денежных и материальных средств попечительств были субсидии церкви, завещания, приношения.
В жизни таврических армян (как впрочем и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому её деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 году в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию. В 1842 годунаместник католикоса в Крыму уступил своё место главному попечителю крымских армянских церквей.
По сообщению «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкого cлoваpя Рoccийcкой Импepии» на 1865 год, на берегу Двуякорной бухты находились останки древней армянской церкви с армянскими письменами возле алтаря.
Светская архитектура
Халибовское армянское училище — среднее учебное заведение армянского меньшинства, основанное в 1858 году в городе Феодосия Гавриилом Константиновичем Айвазовским.
Училище было названо в честь богатого мецената, городского головы Нахичевани Артемия Павловича Халибова, который пожертвовал на учреждение армянского училища в Феодосии более 150 тысяч рублей, что на то время было очень большой суммой. Халибов принимал также активное участие в строительстве училища.
В октябре 1858 года состоялось торжественное открытие Халибовского училища. Первоначально училище размещалось в частном доме братьев Алтунчьян, а в октябре 1862 года переехало до большого здания, построенного на средства Халибова. Открытие нового корпуса училища сопровождалось пышными торжествами, в которых приняло участие большинство населения Феодосии. Трехэтажное здание, имела сто комнат, была построена в западной части Феодосии, недалеко от Лысой горы. Вначале училище имело пять классов, в которых обучалось 89 воспитанников, на четвёртый год работы училища был открыт дополнительный шестой класс, а общее количество учащихся увеличилось до 150. Курс обучения длился 6 лет.
Ученики изучали несколько языков: армянский, русский, французский, турецкйи. Среди предметов училища были закон Божий, история, география, физика, химия. Проводились также уроки физкультуры и рисования. По инициативе Гавриила Константиновича Айвазовского в программу училища были включены новые предметы — такие, как законоведение, бухгалтерия, естественные науки.
Руководству училища было трудно раздобыть для учащихся армянские учебники, поэтому в 1860 году при училище была основана типография, где кроме учебников печаталась литература религиозного, художественного и научного плана. При типографии началось издание армяноязычных журналов «Голубь Масиса» и «Радуга».
Директор типографии А. Тер-Абрамян опубликовал на армянском языке книгу «История Крыма». В 1871 году были изданы басни И. Крылова в переводе на армянский язык Гавриила Константиновича Айвазовского.
Выпускники училища пополняли учительские кадры как самого училища, а также епархиальных приходских школ и армянского женского училища.
В 1865 году училище было лишено церковных субсидий и его материальное положение резко ухудшилось, летом 1871 года училище пришлось закрыть. С 1874 года здание училища использовалось как помещение для Армянской духовной семинарии, а впоследствии для учительского института. В 1915 году здание было уничтожено пожаром.
Армянские каллиграфы и художники Крыма
Тема армянской рукописной книги и миниатюры благодатна и неисчерпаема. Повсюду, где бы ни проживали армяне, они наполняли свою жизнь продолжением дел, начатых их предками, считая это своим священным долгом. Приняв Слово Божие в I веке в числе первых древних народов, из которых сегодня остались лишь армяне, они проповедовали его всеми доступными способами — словом и всеми видами искусства: культовая архитектура, книга, скульптура, живопись и в первую очередь – миниатюра.
К счастью, сохранилась значительная часть армянских рукописей Крыма. Свыше 340 хранятся в Матенадаране им. Месропа Маштоца, многие из них украшены миниатюрами.
На первых порах армянские мастера книжной живописи Крыма принадлежали к различным художественным школам и направлениям, что объясняется переселением в Крым армянских мастеров из разных областей коренной и Киликийской Армении. В результате и произошло своеобразное скрещение различных традиций и навыков. Определяющими явились традиции искусства Барцр (Высокий) Айка (провинции северо-западной части Исторической Армении) и Киликийской Армении. Однако если на первых порах памятники книжной живописи крымских армян отличаются определенным стилистическим разнообразием, то скоро вырабатываются и свои специфические черты, позволяющие почти безошибочно выделять их произведения.
Среди наиболее именитых армянских миниатюристов Крыма можно выделить Киракоса, работавшего в середине XIV века. Из хранящихся в Матенадаране рукописей миниатюры лишь одной – большого Лекционария, написанного в Сурхате (Старый Крым) в 1356 году — принадлежат кисти Киракоса.
Ряд работ, которые отличаются своеобразным сочетанием традиций Барцр Айка, позднекиликийской и палеологовской живописи. К их числу можно отнести четыре Евангелия из собрания Матенадарана и Евангелие из собрания Конгрегации мхитаристов в Венеции.
Среди художников, работавших под воздействием киликийского искусства, можно назвать Кристосатура, Тадеоса Авраменца, Оксента и др. Кстати, именно Оксент — прекрасный каллиграф — написал и украсил микроскопическими узорами самую маленькую рукопись — календарь 1434г. (3,4х4), хранящийся в Матенадаране.
К наиболее ярким образцам, выполненным под воздействием киликийского искусства, можно отнести Библию Матенадарана (номер 2705), состоящую из трех разновременных частей. Начатая в Италии в конце XIII века, она была привезена в Крым, где в 1368 году ее дописал и снабдил новыми миниатюрами Степанос. Его миниатюры отличаются утонченностью, мягкостью рисунка и колорита. В третий раз рукопись обновлялась в Кафе в XVII веке Николайосом Цахкараром, которому, согласно сохранившейся памятной записи, было «даровано совершенное мастерство рук: он написал Святое Евангелие, украсил писанными золотом картинами, сложил, переплел, сделал оклад из серебра. И книгу, и оклад, и форму изображений – все сам сделал по Богом внушенному ему высокому искусству…»
С захватом власти в Крыму татаро-турецкими ордами наблюдается спад и в жизни армянской общины, которая возрождается лишь столетие спустя. Появляется возможность вести восстановительные работы. В скрипториях возобновляют свою деятельность мастера книжного искусства, переписывая старые книги, копируя миниатюры своих предшественников.
В период позднего средневековья — в XVII-XVIIIвв. в творчестве миниатюристов наблюдается поиск новых форм, более свободная и живая трактовка. Средства выразительности у художников-миниатюристов, как и в других областях искусства, пополняются элементами реальной жизни и народного творчества.
К сожалению, имена многих переписчиков и миниатюристов остались безвестными, так как не сохранились памятные записи. Но в отдельных случаях, именно благодаря памятным записям, прослеживается несколько поколений переписчиков и миниатюристов. К их числу можно отнести и род Натера, пользовавшийся заслуженной славой, память о котором осталась в Крыму. В одной рукописи 1718 года сказано, что она написана «в стране Крым, которая является местом жительства старинного рода Натера, преуспевавшего в знаниях».
Из памятных надписей явствует, что прославившийся своей неутомимой деятельностью писец Натер, родом был из Каринской области. Он разделил судьбу армянских переселенцев периода татаро-монгольских нашествий. Во время трудного пути, когда голод и лишения были их спутниками, Натер продолжал дописывать рукопись, начатую в селении Кан (близ города Карина) неким Степаносом. Рукопись была завершена Натером в области Тайк в селении Вардашен в году 790 (1341) по дороге в Крым: «Вышли мы из Бабердской области, из селения Кан, где начали писать часть рукописи. Но было всеобщее бегство со всей области и из города… и все бежали в чужие страны». Многие погибали в пути. Одной из жертв этого тяжкого скитания стал и старший сын Натера 20-летний Ованнес — «искусный музыкант и каллиграф». Большую часть жизни Натер провел в крымском городе Сурхате (Старый Крым), где в «верхних земляных домах», близ монастыря Сурб Хач, написал большинство своих рукописей.
Персоналии
Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский[1][2][3] художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.
Архиепископ Гавриил (в миру Габриэл Константинович Айвазовский (Айвазян), арм. Գաբրիէլ Այվազեան), (1812—1880) — армянский священнослужитель, учёный-историк, лингвист и полиглот. Родной брат выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского.
Источники:
Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма : (XIV-XVII вв.), 133 c. ил. 44 л. ил. 22 см., Ереван Изд-во АН АрмССР 1978