Депортация крымских народов — это то горестное событие, которое мы должны помнить. Помнить, чтобы не допустить повторения подобного преступления против целых народов! С 1941 по 1944 гг. поэтапно выселяли из Крыма неугодных власти людей: сначала, в августе 1941 г.выселили немцев, затем в феврале 1942 — итальянцев, в мае 1944 – крымских татар, а затем с 24 по 27 июня 1944 г.выселили болгар, греков и армян. Всё их недвижимое имущество было конфисковано, а с собой многие не могли взять в дорогу даже самое необходимое…
Сегодня историю своей семьи, ее трагедию, рассказывает активист Комитета армянской молодежи Крыма (2015-2019 гг.), основатель Союза творческих армян Крыма «Цирани Кориз» Овсепян Кристина Александровна. Семья Кристины, в лице ее свекра Месропяна Ашота Карленовича, играет большую роль в становлении современного армянства в Крыму: развитие и поддержка армянской диаспоры, крымского армянского общества, строительство этнографического центра армянской культуры в с. Донское.
Кристина коренная крымчанка (родилась в Симферополе в 1990 году), замужем, воспитывает сына, ведёт активную общественную деятельность в сфере межнациональных отношений. Она поделилась горькими воспоминаниями ее дяди Арсена Овсепяна о своих ближайших родственниках:
-Отец моего дяди Арсена Овсепяна, то есть мой дедушка Левон Овсепян и брат его Арам Мкртычевич Кочеян ушли в 1939-ом году в армию и попали на Карело-Финский фронт, в Финскую кампанию. С первых дней участвовали в ВОВ. Войну встретили младшими командирами Красной армии. Овсепян Левон Иосипович был командиром пулеметного взвода. Имеет награды: орден ВОВ, орден Красной звезды и медаль за Отвагу. Также, по окончании войны ему была выдана грамота верховного главнокомандующего (И.В.Сталина) по поводу окончания войны.

Ещё одного дядю Кристины-Овсепян Вазгена забрали немцы на работу в Германию. После освобождения он участвовал в войне с Японией.
-В 1944 в июне месяце депортировали семью моего деда. Бабушку Овсепян Сирануш, дедушку Овсепян Иосипа Павловича и их четверых детей Бабкена, Мовсеса, Грайю и Шушаник. Депортации подверглись и другие наши ближайшие родственники. Огульно объявив их всех, от младенцев до стариков, врагами народа, насильственно вывезли их в город Серов, на Урал.
Во время войны в 1944 у дедушки на руках погиб его брат Арам. После, в июле 1944-го ему был предоставлен отпуск, он вернулся домой, в Калму — Капа (с.Дмитрово), но никого из семьи не оказалось. Он был не согласен с таким положением и остался в армии, чтобы не ехать в ссылку.Преподавал в военном училище, готовил физруков для армии. Но в 1946 «Особый отдел» и парторганизация узнали о депортации семьи и, несмотря на его заслуги, (являлся Членом партии, орденоносцем и офицером), выслали его по месту депортации родителей.
В ссылке он работал на экскаваторе, туда же и отправили брата Вазгена. Кристина продолжила свой рассказ:
-Моя бабушка Симавонян Зварт Арутюновна родилась в станице Фанталовская (Краснодарский край). Имела трёх сестёр и брата, но брат погиб до войны. Родители также умерли ещё в 30-х годах. Была депортирована с семьей из посёлка Керменчи (с. Маленькое) с сёстрами Лусине, Азой и Ольгой (муж — танкист Джермакьян Лусаген погиб на войне). Также все были депортированы в город Серов, где мать работала бухгалтером на автобазе.

Жили они в бараках. Один барак был рассчитан на 20-30 семейств. Их барак назывался «первый разъезд». Отношение со стороны местного населения было лояльное. Местные жители считали, что их депортировали в качестве трудовых резервов. Так они влились в жизнь города и с честью и достоинством представляли депортированных из Крыма.
Тетя Аза сбежала из поселения из-за несогласия с решением о депортации. Её объявили в розыск. В Средней Азии она вышла замуж и сменила фамилию, поэтому ее не нашли. А после тетя Аза поселилась в Новороссийске.В 1948 мои бабушка и дедушка (Зварт и Левон) расписались. Старшая сестра бабушки- Лусине также вышла замуж и в депортации родила двух сыновей-Гарика и Павла, и двух дочерей-Тамару и Ольгу.
Мои дяди также родились во время нахождения родителей в депортации.
У Майрам в депортации родилась дочь Маргарита и сын Сурен. В 1955 году умер дедушка Овсепян Иосип.
по рассказам дяди они жили тяжело, ели в основном картошку, капусту. Из сладостей был только гематоген в бутылках.

Дядя также рассказал мне, что когда в 1956-ом году вышел указ о реабилитации, в феврале месяце семья успела приехать в Крым, а в апреле указ подменили:Хрущев по просьбе укр. правительства дополнил указ фразой «без права проживания в Крыму».
Поэтому Семья Майрам не была пропущена в Крым. Они уехали в село под Анапой.
Семья Ольги уехала в Новороссийск, а Лусине – в Крымск (Краснодарский край).
Поездом возвращались через Москву (где посетили мавзолей); через Киев вернулись в Крым.
Приехали в село Дмитрово, где ещё до революции жили и откуда были высланы бабушка Сирануш и дедушка Иосип.
В селе до войны проживали: 51 немец, 43 русских, 28 армян (архивные данные 1939 г.)
Русская часть села (Урденко, Чуприны и др.), зная нашу семью, вернули нам дома, т.к. семья Овсепян всегда пользовалась уважением среди местного населения.
Никогда не было притеснений со стороны жителей села, даже со стороны переселенцев.


Слева направо: Овсепян Александр Леонидович (отец Кристины), Овсепян Андрей Леонидович, Овсепян Артём Леонидович (рождён на Урале в ссылке), Овсепян Арсен Леонидович (рождён в ссылке на Урале)
Пусть эти биографические данные, поведанные дядей Кристины Овсепян и рассказанные нам Кристиной еще раз напомнят потомкам семей депортированных, что молодежь должна интересоваться историей своей семьи, и ни в коем случае не должна забывать о постигшем их семьи горе – быть объявленными врагами народа и высланными из родного дома!
В целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов 21 апреля 2014 года Президентом России В. В. Путиным был подписан указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Анфиса Третьякова