АРМЯНЕ В КРЫМУ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ

1622

Аннотация. Представленный в тезисах панорамный обзор пребывания армян в Крыму, начинающийся со Средних веков и заканчивающийся современностью, преследует, прежде всего, научно-просветительские цели. Опираясь на имеющуюся историографическую базу, авторы выделяют основные этапы и особенности истории армянской общины в Крыму.

Ключевые слова: армянская диаспора; периодизация; генуэзские колонии; Крымское ханство; Таврическая губерния; Крымская АССР.

Фото: http://barev.today/

1. Одним из старейших регионов армянской диаспоры начиная с далеких Средних веков был Крым. За тысячелетнее пребывание в Крыму дважды армянская община подверглась выселению, и каждый раз возрождалась заново. В настоящее время армяне, проживающие в Крыму, представляют новую культурно-историческую общину, которая постепенно увеличивалась с 1960-х гг. вплоть до настоящего времени. Авторы не ставили перед собой задачу всесторонне представить историю армян в Крыму. Они ограничиваются панорамным обзором, основанным на имеющейся литературе, оставляя недостаточно вспаханное исследователями и только местами засеянное историческое поле. Хронологические рамки панорамного обзора охватывают пребывание в Крыму армянских общин на территории генуээских колоний (XIII–XV вв.), Османского эялета (пашалыка) Кефе и Крымского ханства(1475–1778 гг.), Российской империи (1778–1917 гг.), Советской державы (1920–1944 гг.).

Вопрос, когда впервые появились армяне в Крыму, нуждается в уточнении. Наиболее распространенная версия связывает их более или менее массовое появление на территории полуострова с захватом и разорением в 1064 г. сельджуками крупнейшего политического и экономического центра Армении г. Ани. В поисках новых земель анийские армяне обратили свои взоры на Северное Причерноморье, которое в то время начало превращаться в западную часть Дешт-и-Кипчака. Степняки-половцы нуждались в торговцах и ремесленниках. По всей видимости, первоначально армяне обосновались в принадлежащем тогда половцам Судаке (Суроже-Сугдеи), который был важным торгово-транзитным пунктом на пути товаров из Малой Азии в Половецкие степи. 2. В середине XIII в. генуэзцы по соглашению с золотоордынским крымским эмиром основали на месте древней Феодосии свою торговую факторию под названием Кафа. Она вскоре превратилась в крупный торговый центр. Судак, пострадавший после разорительного набега иконийского султана в 1221 г. и последующего разорения татаро-монголами в 1232 г., потерял прежнее значение. В 1289 г. он перешел под власть генуэзцев.

Вместе с торговлей в Кафу перебазировались и обосновавшиеся в Крыму и вновь прибывавшие армяне. Время с конца XIII до захвата в 1475 г. генуэзских колоний турками-османами стало периодом наибольшего расцвета средневековой армянской общины. В дальнейшем армяне проживали либо в пределах крымского пашалыка Османской империи, либо на территории Крымского ханства. В средневековых письменных и материальных исторических источниках сохранились и отразились сведения об армянском населении в Крыму. Сохранилось и немало армянских архитектурных памятников. Широкий круг этих источников использован в исследованиях В.А. Микаеляна, благодаря чему средневековый период в истории армян в Крыму является наиболее изученным и освещенным с учетом ограниченности сведений о нем [1]. Концентрация армян происходила в восточной части Крыма в пределах географической границы Кафа – Солхат – Карасубазар – Судак и вдоль побережья от Судака до Кафы. Ясно и то, что значительная часть армян была связана с морской и сухопутной торговлей. Не случайно армянские села «выстроились» вдоль торгового пути, пролегавшего в крымских предгорьях от Кафы до Бахчисарая.

Так, на пятидесятикилометровом отрезке этого пути от Солхата – Старого Крыма, ставшего на какое-то время главным административным центром Крымского юрта Золотой Орды, до Карасубазара с его большим караван-сараем были расположены: Салы (Грущевка), Топлу (Тополевка) и др. Нельзя не обратить внимания на то, что географическая сетка армянских кварталов в городах и армянских сел совпадает с сеткой торговых путей.

Архитектурными памятниками средневекового армянского населения Крыма являются храмы и монастыри. Одни из них сохранились в относительно приемлемом состоянии, другие разрушены. Всего этих памятников по разным сведениям имеется до 51. Из 13 монастырей наиболее известен воздвигнутый вблизи Старого Крыма в 1358 г. Сурб-Хач, который был резиденцией армянских епископов. Да и в настоящее время он является главной святыней армян в Крыму. Считается, что он получил свое название от хачкара, который был привезен из Ани.

3. Имеется ряд источников, которые позволяют судить о численности и географическом размещении армян в Крыму. Ценные сведения об этом можно получить по ведомости о выселении христиан из Крыма в 1778 г., т.е. уже накануне присоединения Крыма к России. Разумеется, эти данные нельзя прямо экстраполировать на средневековый Крым. Имеются две ведомости, дополняющие и корректирующие друг друга. Одна связана с именем А.В. Суворова, руководившего выселением, другая с Игнатием – главой греческой православной епархии в Крыму. Согласно «суворовской» ведомости из Крыма было выведено 31 386 человек, в том числе 12 598 армян. По местам проживания армяне распределялись так: из Кафы – 5511 (больше чем греков в 3 с лишним раза), Бахчисарая – 1375, Карасубазара – 2809, Гезлева – 1304, Акмечети – 259, Старого Крыма – 160, Татлы – 212, Мелик – 72, Камышлак – 121, Салы – 224, Чурук-Су – 40, Бурундук-Отар – 38, Топчак – 10, СултанСалы – 57, Урталака – 406. По пути в материковые степи осталось зимовать «для торгового промысла» в Перекопе 288 человек, из них 60 греков и 228 армян [2]. Это соотношение дает возможность представить удельный вес армян в крымской торговле.

4. С присоединением Крыма к России часть выведенных оттуда армян начала возвращаться в родные места. Многие из них обосновались на Перекопском перешейке, месте очень удобном для торговых операций. Отсюда, с Перекопа шел вывоз основного экспортного товара Крыма – соли. С середины XVIII в. это селение получило название Эрмени-базар – Армянский базар. В 1790 г. армяно-католическая община в составе 1000 человек вернулась в Карасубазар. Динамика роста армянской общины в Крыму в процентном отношении ко всему населению Крыма выглядела следующим образом: по ревизиям 1792 и 1796 гг. – 0,6 %, в 1816 г. и 1858 гг. – 1,3 %, а в 1863 г. уже – 2,9 %, по переписи 1897 г. – 1,5 %, 1917 г. – 1,6 % [2]. За период с 1897 по 1919 г. число армян достигло 16 907 человек, увеличившись в два раза, что было связано с геноцидом армян в Османской империи.

Правительство, заинтересованное в заселении Крыма, возвращало растущей армянской общине храмы, земли, городские кварталы. Возрождалось национальное городское самоуправление. В Старом Крыму начал действовать армянский суд (до Судебной реформы 1864 г.). Армянское население было представлено разными социальными слоями. Среди них были мелкие, средние и крупные предприниматели (как в купеческом сословии, так и вне его).

Часть армян принадлежала к служилому люду – чиновникам и офицерам, имена некоторых из них заслуженно вошли в историю России. Так, карасубазарский армянин Лазарь Маркович Серебряков (до службы на флоте Казар Маркосович Арцатагорцян) стал полным адмиралом, и его усилиями создавался город-порт Новороссийск. Он, в частности, возводил там первые причалы и добился выделения денег на строительство водопровода. Его сыновья также служили офицерами и участвовали в Крымской войне.

Благодаря серьезному вниманию, которое армянская диаспора неустанно уделяла развитию национального образования (и начального, и среднего), возрастали численность и влияние местной крымской армянской интеллигенции, которая играла заметную роль не только в жизни Таврической губернии, но и всей Российской империи. Весьма существенный вклад крымская армянская интеллигенция внесла как в родную национальную, так и в русскую культуру. Среди ее выдающихся представителей особо выделяются братья Айвазовские. В 1858 г. в Феодосию из Парижа вернулся Габриэль (Гавриил) Константинович Айвазовский – армянский священнослужитель, учёный-лингвист и полиглот, основатель и главный редактор журнала «Голубь Масиса», приложения к которому под названием «Радуга» выходили на русском и французском языках. Вместе с предпринимателем и спонсором Арутюном Халибовым Габриэль Айвазовский создал в Феодосии т.н. Халибовское училище, дающее прекрасное гуманитарное образование широкого профиля, куда принимались юноши не только из России, но и из других стран. С Феодосией с 1845 г. была связана и жизнь его брата великого художника-мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, чьи картины высоко оцениваются на мировых выставках-аукционах. В 1917 г. в Ялту переезжает художник и архитектор Вардгес Суренянц, часть детства которого прошла в Симферополе. Он пишет эскизы армянских церквей, расписывает алтарь и купол Армянской церкви в Ялте. Эта замечательная церковь воздвигалась в течение 1909–1917 гг. по проекту архитектора Габриэля Тер-Микеляна, взявшего за образец памятник армянского средневекового зодчества церковь святой Рипсиме, датируемую 618 г. Строительство в Ялте велось по заказу нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна. В музыкальной жизни России и Крыма большую роль играл композитор и педагог Александр Спендиаров, автор оперы «Алмаст» и ряда симфонических произведений. В 1901 г. отец композитора купец Афанасий Спендиарян подарил сыну дом в Ялте, и с этого времени тот обосновался в Крыму вплоть до 1922 г. Им были написаны две серии «Крымских эскизов» и популярная «Колыбельная» [3].

5. В октябре 1921 г. после Гражданской войны была в границах полуострова образована Автономная Крымская ССР. В этой многонациональной автономии проживало тогда 1,67 % армян. В 1939 г. армянское население составляло 12 873 человека. В основном это были городские жители, сосредоточенные главным образом в самых значительных крымских городах: в Симферополе – 2798, Керчи – 1373, Севастополе – 935. Произошло смещение и в географическом распределении в сторону западной части полуострова. В Ялте числилось армян (692) уже больше, чем в Феодосии (593). Но армянское сельское население размещалось преимущественно в местах прежнего проживания: в Карасубазарском (770) и Старокрымском (1032) районах [4].

В 1920–1930 гг. многоэтническое крымское общество строило (кто по доброй воле, а кто по историческим обстоятельствам) новый, социалистический мир. Многие армяне, прежде всего предприниматели, эмигрировали из Крыма в разные европейские страны. Но среди тех, кто остался, были труженики, вложившие свои силы почти во все специальности. Среди армян всегда имелись искусные ремесленники, они были организованы в кустарнопромысловые кооперации. Крестьяне стали колхозниками (имелись даже национальные колхозы). Формировалась новая интеллигенция. Продолжала много делать для Крыма и прежняя интеллигенция. Спендиаров до своего отъезда в 1924 г. в Армению открыл музыкальную школу, руководил народными хорами. В Феодосии начинал свою деятельность известный медик и краевед И.М. Саркизов-Серазини [5]. Вообще врачей армян было немало и многие из них положили начало целым династиям. Из деятелей художественной культуры тех лет следует выделить искусствоведа Николая Степановича Барсамова, который был директором Феодосийского историко-археологического музея и Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского. Он выявил и приобрел ряд картин Айвазовского и других художников, превратив феодосийское собрание в богатейшую коллекцию, и спас ее от гибели в годы Великой Отечественной войны, эвакуировав из Крыма в 1941 г.

6. После освобождения Крыма в мае 1944 г. из него были депортированы крымские татары, а вслед за ними на основании Постановления Государственного комитета обороны от 2 июня 1944 г. за № 5984-сс болгары, греки и армяне. В письме Л. Берии на имя И.В. Сталина от 29 мая целесообразность выселения армян мотивировалось, если свести ее в 5 пунктов, так:
1. «Организованный немцами армянский комитет активно сотрудничал с немцами…».
2. «В гор. Симферополе существовала немецкая разведывательная организация “Дромедан”, возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро…».
3. Армянские национальные комитеты при активном участии прибывших из Берлина и Стамбула эмигрантов проводили работу по пропаганде «независимой Армении».
4. «Существовали так называемые “армянские религиозные общины”, которые… занимались организацией среди армян мелкой торговли и промышленности».
5. «Армянскими организациями был сформирован так называемый “армянский легион”, который содержался за счет средств армянских общин». Вопрос о более сильном коллаборационизме крымских армян по сравнению с некоторыми другими этническими группами, оказавшимися на оккупированной территории, представляется «притянутым за уши».

Обратим внимание на следующие натяжки: в докладе НКВД от 5 сентября 1944 г. сообщается, что в Крым в декабре 1941 – январе 1942 г. приезжали эмиссары заграничных дашнакских центров, в том числе и из Берлина, где обосновался Драстамат Канаян (Дро), но о том, что эти приезды были эффективны, нет ни слова; армянский легион не мог содержаться за счет крымской армянской общины и вообще не имел отношения к ней. Не станем детализировать тот общеизвестный факт, какой весомый вклад внесли армяне в общую победу над врагом. В их числе, включая партизан, были и выходцы из Крыма.

Согласно информации Л. Берии на имя И.В. Сталина из Крыма было выселено 9621 армянин (но имеется и другая цифра – 9919) [6, 7]. На этом вторая армянская диаспора в Крыму прекратила существование, внеся свой вклад в развитие Российской империи и Советского Союза.

7. В 1989 г. по данным всесоюзной переписи в Крыму числилось 2794 армянина. В том же году было создано Крымское армянское общество (КАО)– одно из первых национально-культурных объединений в АРК. В настоящее время армян насчитывается в Крыму порядка 9 тыс. Армянская община принимает активное участие в трудовой и общественной жизни Крыма. В частности, она имеет историко-этнографический центр «Луйс» («Свет») и много внимания уделяет сохранению и восстановлению памятников истории.Так, нынешняя армянская община в Феодосии приступила к реконструкции средневекового храма Святого Георгия. Предстоит реставрация и другого средневекового храма Святых Архангелов Михаила и Гавриила [8]. Городская администрация Евпатории обещает вернуть армянской общине храм Сурб-Никогайос, который является туристическим объектом крымского маршрута «Малый Иерусалим» [9].

Примечания

1. Микаелян В.А. История крымских армян. Киев; Ереван; Симферополь, 2004. – 224 с.
2. Записки Одесского общества истории и древностей. – Т. I. – 1844. – С. 198–200; Дубровин Н. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции и донесения. – Т. II. – СПб., 1885. – C. 555–557; Дейников Р.Т. К вопросу о выводе христиан из Крымского ханства в 1778 г. // Вопросы истории. – 2014. – № 4. – С. 153–168.
3. Прохоров Д., Храпунов Н. Краткая история Крыма. – Симферополь, 2013. – С. 293, 317, 326, 327.
4. Крымские армяне 08.10.2009 // Крымский портал. – URL: http://www.kport. Info dosug/weekend/index.php.
5. Крым многонациональный. (Вопросы– ответы. Вып.1)/ сост. Н.Г.Степанова.– Симферополь, 1988. – С. 64, 70–72.
6. Крымская АССР (1921–1945). (Вопросы – ответы. Вып. 3) / сост. Ю.А. Горбунов. – Симферополь, 1990. – С. 182–193.
7. Депортация народов Крыма / сост. Н.Ф. Бугай. – М., 2002. – С. 74–76, 90, 93, 96.
8. URL: www. Panarmenian. net. 04.05.2016. 16–37 AMT.
9. URL: www. Panarmenian. net. 17.01. 2015–13-16 АМТ.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 15-31-10169 «История Крыма».

Авторы:
Волобуев Олег Владимирович
доктор исторических наук, профессор
главный консультант ректората
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Московский государственный областной университет
г. Москва, Россия
e-mail: volobuevov@yandex.ru
Ненароков Альберт Павлович
доктор исторических наук, главный специалист
Федеральное казенное учреждение
«Российский государственный архив социально-политической истории»
г. Москва, Россия
e-mail: nenarokov.albert@yandex.ru

Источник:
Армяне в истории и культуре России XVIII-XX вв. : материалы Международной научной конференции (Москва – Пушкино, 26-28 октября 2016г) / [отв. Ед. П.М. Петров, Т.И. Любина]. – Ростов н/Д; Изд-во «Foundation», 2016, с.  198 -205