У нынешней войны в Арцахе (Нагорном Карабахе) есть два международных аспекта:
геополитический и правовой. Оба очень важны, и было бы ошибкой игнорировать правовую сторону конфликта. С точки зрения международного права, война в Арцахе вновь привлекает всеобщее внимание к коллизии принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государства. Может ли первое быть важнее второго? В случае с Арцахом это наиважнейший вопрос с точки зрения международного права. Изучив множество документов и поговорив с экспертами, мы решили поделиться с вами
некоторыми идеями. Надеемся, они будут полезны многим из тех, кого эта ужасная война коснулась непосредственно или не оставила равнодушными.
Принцип территориальной целостности – важная часть международной правовой системы. Он запрещает силовой захват территорий и осуждает частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого государства или страны. Тем не менее этот принцип не является чем-то незыблемым. Известно немало примеров стран,
которые распались и образовали новые государства в международно признанных границах – Югославия, Чехословакия, СССР.
Кроме того, принцип территориальной целостности зачастую вступает в противоречие с другим принципом международного права – принципом самоопределения народов.
В практике Международного Суда Организации Объединённых Наций самоопределение народов стало не просто принципом, а полностью сформировавшимся правом народов свободно определять свой политический статус. Этот принцип закреплён в Уставе ООН и ряде других международных деклараций, конвенций и резолюций Генеральной Ассамблеи.
Однако многие крупные государства, имеющие большое политическое влияние в ООН, не хотят признавать самоопределение как абсолютное право. Следовательно, международная правовая
система по-прежнему не предполагает автоматического права на отделение какой-либо территории в рамках существующего независимого государства.
В Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, также говорится, что принцип самоопределения не санкционирует и не поощряет расчленение либо частичное или полное нарушение
территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов.
В известном деле по запросу об отделении Квебека, создавшем убедительный прецедент в международном праве, Верховный суд Канады (один из наиболее компетентных и независимых
верховных судов в мире) заключил, что право на внешнее самоопределение возникает лишь в условиях, когда «народ» подвергается угнетению, например находясь под иностранной военной оккупацией, или когда «народу» отказано в реальном доступе к государственной власти в целях осуществления его политического, экономического, социального и культурного развития. В случае с этническими армянами из Арцаха (Нагорного Карабаха) возникает три главных довода:

  1. Правительство Азербайджана всегда проводило политику культурной ассимиляции и дискриминации в отношении армянского меньшинства. Оно всегда стремилось проводить агрессивную государственную политику, вследствие которой большинство армян (более 70 %) превратилось бы в меньшинство.
  2. Азербайджан – одно из наиболее коррумпированных и авторитарных государств в мире с полностью разрушенной правовой системой. Это легко доказать. В 2017 году президент
    Азербайджана внёс поправки в Конституцию, чтобы его жена могла стать вице-президентом и вторым лицом в государстве (см. статью в Global Legal Monitor).
  3. Правительства Азербайджана и Турции действуют заодно, а геноцид армян 1915–1923 годов в Османской империи – исторический факт. За последнюю неделю правительства этих двух стран перебросили из Сирии в Арцах тысячи террористов запрещённой в России организации ИГИЛ для борьбы с армянами. Этот факт подтвердили правительства России, Франции, США и ряда других стран, выразив по этому поводу свою обеспокоенность. Это означает, что правительство Азербайджана действует заодно не только с Турцией, но и с террористами (своего рода ménage à trois)

Вот почему возникает вопрос: как этнические армяне Арцаха могут вести какие-либо переговоры с правительством Азербайджана? Международный Суд ООН, несомненно, примет эти факты во
внимание.
Находящееся у власти правительство Армении добилось значительного прогресса в продвижении демократии и верховенства закона в стране. Поэтому Армения должна открыто показать всему
миру, что она является государством, основанным на принципах верховенства закона и мирного разрешения конфликтов.
Основной площадкой для разрешения споров в публичном международном праве является Международный Суд ООН.
Ни Армения, ни Азербайджан до сих пор не признали обязательной юрисдикции Международного Суда. Это, однако, не мешает им передать конкретный спор на его рассмотрение.
Заключение Понятие «территориальная целостность государств», на которое то и дело ссылается Азербайджан, было введено в международном праве для защиты одних государств от агрессии
других (аннексии, территориальных войн, силового вмешательства и т. д.). Иными словами, главным здесь является внешнее вмешательство, а не внутренние процессы.
Однако «территориальная целостность» ничего не говорит о людях, живущих на территории государств. Это означает, что ни одно государство не может использовать принцип территориальной целостности против части собственного населения независимо от его статуса меньшинства, религиозных или иных убеждений.
Всё вышесказанное означает, что принцип одностороннего провозглашения независимости или право народов на самоопределение, реализуемое в рамках государства, не противоречит принципу территориальной целостности.
Ключевым аргументом в ситуации с Арцахом должно быть следующее: если речь идёт о коррумпированных, авторитарных государствах, проводящих агрессивную политику в отношении
части своего народа и действующих заодно с террористами, то принцип одностороннего провозглашения независимости должен стать более важным, чем принцип территориальной
целостности.

В международном праве случай Арцаха мог бы использоваться в качестве прецедента, чтобы показать большую важность права народа на самоопределение.
Если государства хотят сохранить свою территориальную целостность, их правительствам следует приложить все усилия для искоренения коррупции и авторитаризма и недопущения агрессии в отношении своего населения. Возможно, будет лучше, если такие страны распадутся на более мелкие государства, построенные на принципе верховенства закона? Во всяком случае жить в них будет намного безопаснее.
Если же налицо свидетельства нарушений прав человека, дискриминации и этнических чисток, то моральный долг всех международных организаций – поддержать меньшинства, стремящиеся освободиться от тирании и избегнуть уничтожения.
Армяне должны отстаивать независимость Арцаха на двух фронтах – в области международного права и геополитике.


С наилучшими пожеланиями,
Давид Тавадян, CFA
Партнер-основатель
www.futures-studio.or