КАРА-МУРЗА — зачинатель армянской хоровой музыки

1627

М. МУРАДЯН

Основоположники новой армянской литературы Хачатур Абовян и
Микаэл Налбандян глубоко восприняли передовые идеи русской демократической эстетики; это оказало животворное воздействие на все армянское искусство. Вслед за литературой на путь интенсивного развития вышли армянский театр, живопись и музыка. Но для прогресса армянской музыки было необходимо воспитание национальных кадров, создание традиций концертной жизни. Нужно было наладить собирание и изучение народных песен, расширить круг жанров профессионального творчества. Осуществление этих задач было связано с большими трудностями. Армянские музыканты в прошлом не имели никакой материальной поддержки со стороны правительства.
Местное духовенство и другие реакционные элементы оказывали упорное сопротивление всему новому и прогрессивному.
Вплоть до второй половины XIX века народная и профессиональная музыка Армении ограничивалась рамками одноголосия, достигнув в нем большого развития. Однако в новых условиях одностороннее пристрастие к монодии препятствовало успешному развитию армянского музыкального искусства. Вместе с тем армянскому народу не было чуждо хоровое пение. На народных празднествах, на свадьбах участники хороводов нередко разбивались на группы, которые пели, отвечая друг другу. Как указывает Комитас, у армян существовало также двухголосное пение.

Историческое развитие армянской музыки настоятельно требовало
смелого обогащения сложившихся жанров и выразительных средств. И армянские музыкальные деятели второй половины XIX века уделяли особое внимание внедрению многоголосия. Этому делу посвятил все свои силы выдающийся музыкант Христофор Кара-Мурза — композитор, хормейстер и педагог.
Кара-Мурза родился 18 февраля (2 марта) 1853 года в г. Карасубазаре в Крыму, где и получил начальное музыкальное образование.
В 1882 году Кара-Мурза переехал в Тифлис, где энергично занимался собиранием и обработкой армянских народных песен. Ему принадлежат многоголосные обработки более чем трехсот народных песен; среди них, кроме армянских, есть русские, украинские, грузинские и др. В числе оригинальных произведений Кара-Мурзы — музыка к драматическим спектаклям, незаконченная опера «Шушан», ряд хоров.

В последние годы жизни Кара-Мурза был музыкальным рецензентом армянской газеты «Мшак». В его многочисленных статьях ярко отражена музыкальная жизнь Тифлиса конца прошлого века. Умер КараМурза 27 марта (8 апреля) 1902 года.
Сразу же после переезда в Тифлис Кара-Мурза предпринял организацию армянского четырехголосного хора. В течение трех лет (1882 — 1885) его усилия оставались тщетными: несмотря на поддержку со стороны передовой части армянской интеллигенции, ему не удавалось подобрать певцов. Только в начале 1885 года Кара-Мурзе удалось создать небольшой мужской хор в составе пятнадцати человек. Всю работу по подготовке репертуара для хора, обработке песен и по обучению певцов он проводил самостоятельно. 15 марта 1885 года хор, руководимый X. Кара-Мурзой, дал первый концерт. Эта дата кладет начало армянской многоголосной хоровой культуре. Хотя и до этого были отдельные попытки исполнения многоголосных хоровых произведений, они все жене оставили заметного следа в музыкальной жизни армян.

Характерно, что в программу первого концерта Кара-Мурза не
включил ни одной бытовой народной песни (хотя к этому времени у
него уже накопилось несколько десятков обработок), а составил ее
сплошь из хоров патриотического содержания. Это было своеобразным откликом на национально-освободительное движение, развернувшееся в Армении после русско-турецкой войны (1876 — 1877 гг.). В дальнейшем наряду с патриотическими песнями в концертных программах КараМурзы все большее место занимают народные песни и хоровые произведения русских и западноевропейских классиков.
Кара-Мурза со всей серьезностью подходил к записи и обработке
народных песен. Записывая лучшие образцы народно-песенного творчества в ряде районов Закавказья, он здесь же обрабатывал их для четырехголосного хора и исполнял силами своего, коллектива. Это помогало армянской аудитории оценить достоинства хорового многоголосного пения.
В своих обработках Кара-Мурза стремился к предельной простоте.
Он был вынужден считаться с тем, что в его хоровых коллективах пели любители, которые не знали нотной грамоты и разучивали партии по слуху. Сложная хоровая фактура была им не под силу, и ее применение могло бы только повредить популяризации многоголосного пения.Именно этим можно объяснить то, что в творческом наследии Кара-Мурзы мы не встречаем развитых форм полифонии с трудными приемами изложения. Он прибегал только к форме канона (в песне «Звезда засверкала»), фугато (в марше из незаконченной оперы «Шушан») и т. д. В подавляющем большинстве его песен главенствуют не полифонические, а гомофонные принципы изложения: носителем мелодии обычно является верхний голос, остальные играют вспомогательную роль, хотя и не лишены известной самостоятельности. Такова, например, обработка песни «Ой, Назаным» 2 , типичная для Кара-Мурзы. Почти во всех песнях солируют сопрано («Что бы дать» и «Алагяз») или тенора («Войт барцр» и «Лорик») . Нередко композитор прибегает к приему противопоставления женских и мужских голосов хора (как правило, в тех случаях, когда песня построена в диалогической форме). Хор «Гнацек, тесек» («Идите, посмотрите») может служить прекрасным примером того, как путем расширения рамок простого народного
напева Кара-Мурза создает развернутую хоровую партитуру. Этот хор
состоит из нескольких песен, объединенных общей тональностью (соль минор) и размером 6/8, но различных по характеру: речитативный напев сменяется спокойным и плавным; его, в свою очередь, сменяет веселая шуточная мелодия. Контрастное чередование песен и резкие темповые противопоставления придают всему хору большую динамичность. Яркость образов и живой народный юмор, выраженный характерными интонациями скороговорки, делают «Гнацек, тесек» одним из наиболее интересных
образцов армянского хорового искусства. Это произведение и поныне
пользуется большой популярностью в Армении, часто исполняется хоровыми коллективами.

Принцип сочетания разнохарактерных песен применен Кара-Мурзой
и в других его сочинениях, например, в хорах «Алагяз-Кези меряем»,
«Зинч (у зинч—Зим взи», «Лепо лэ лэ — Одалло джан» и др. Первая песня обычно медленная, с широкой напевной мелодией, а вторая — в быстром темпе, подвижная, шуточная или танцевальная. Объединяются они также и по тематическому содержанию: например, песни «Зинч у зинч» и «Зим взи» связаны с народным сказанием об армянском царе Ара и ассирийской царице Семирамиде (Шамирам); эти песни — музыкальные памятники языческой древности, сохранившиеся в устной традиции. В обработке Кара-Мурзы они получили новую жизнь.

Примененный Кара-Мурзой принцип сочетания разнохарактерных
песен стал прочной традицией в армянской хоровой музыке; к нему
прибегали впоследствии почти все композиторы. С высоким мастерством
использовал этот принцип гениальный Комитас, создавший такие шедевры, как «Гутани ерг» (песня пахаря), «Кали ерг» и др. Комитас при» менял этот принцип также в сольных песнях («Цирани цар менял этот принцип также в сольных песнях («Цирани цар» — «Абрикосовое дерево» и т. д.). Таким образом, творчество Кара-Мурзы оказалось поворотным пунктом в истории армянской хоровой музыки. Нужно подчеркнуть, что оно и в наше время сохраняет свою художественную ценность: песни Кара-Мурзы исполняются многими хоровыми коллективами Армении. Весьма важную роль сыграла концертная деятельность КараМурзы. С 1885 по 1902 гг. Кара-Мурза постоянно выступал со своим хором не только в крупных центрах — Тифлисе, Баку, но и в других городах, где нередко организовывал местные певческие коллективы из любителей. За семнадцать лет Кара-Мурза объездил много городов Закавказья, Северного Кавказа, Крыма и Южной России. В этот период он создал более девяноста хоров и провел около двухсот пятидесяти концертов. В хорах Кара-Мурзы принимало участие от пятидесяти до полутораста исполнителей. В первые годы работы (до 1890 г.) Кара-Мурзе не удавалось привлечь в свои хоры женщин. Вековые предрассудки патриархального быта не позволяли армянским женщинам появляться на концертной эстраде и петь в присутствии мужчин. Понадобилось много усилий, чтобы преодолеть эти предрассудки и убедить женщин выступать в хоре. Кара Мурза достиг этого благодаря поддержке передовой части интеллигенции -— учителей и студентов. Хоровые коллективы Кара-Мурзы состояли из людей весьма различных по ‘Возрасту и социальному положению. «Всматриваясь в лица, вы видите вот здесь, впереди, свою соседку, а там — классика, дальше — воспитанника Лазаревского института; вот здесь — учитель, а там — учительница, сбоку стоит и поет басом виноторговец, ему октаву ведет ваш сосед торговец обувью, —все это известные вам, все знакомые лица, которые вы встречаете у себя в городе на улице, и ни одного… профессионального певца», — писал один из рецензентов в газете «Казбек» (1896 г., 28 мая). При этом Кара-Мурза успевал за короткий срок работы с хором (обычно —за три-четыре недели) создать дисциплинированный художественный коллектив, привить ему элементарные навыки хорового пения и с успехом вывести его на концертную эстраду. Концертная деятельность Кара-Мурзы во многом способствовала
поднятию национального самосознания армянского народа. Концерты его повсеместно превращались в национальные празднества, вызывая в народе гордость за свое родное искусство. Музыка становилась средством сплочения и объединения армян. Заботясь о музыкальном воспитании масс, Кара-Мурза включал в
программу не только свои обработки и произведения армянских композиторов, но и лучшие образцы русской и западноевропейской хоровой музыки. В его концертах армянская аудитория впервые услышала многие классические произведения. Подводя итоги своей деятельности, полной трудностей и невзгод, Кара-Мурза имел право с гордостью заявить: «Многоголосное пение одержало полную победу. Я вознагражден, теперь приглашаю продолжать всех, кто желает… Реакционная партия препятствовала нашему делу… Но четырехголосие везде вытесняет одноголосную песню. Это уже отрадно». Кара-Мурза неустанно заботился о подготовке кадров хормейстеров; на местах он выдвигал из числа участников каждого хора наиболее способных людей, обучая их искусству дирижирования. А в последние годы своей жизни он организовал (в Тифлисе) специальные курсы хормейстеров. Многие его ученики впоследствии успешно продолжали дело своего учителя. К числу их принадлежат: композиторы А. Манукян, А. Маилян, С. Демурян, Г. Сюни и др. По примеру Кара-Мурзы и другие композиторы — А.Тигранян, Р. Меликян, Д. Казарян, С. Меликян посвятили себя делу развития хоровой музыки в Армении.

Христофор Кара-Мурза — один из основоположников армянской
многоголосной хоровой культуры. Его разносторонняя музыкальная деятельность подготовила благоприятную почву для формирования и развития армянской классической музыки, блестящими представителями, которой явились Комитас и А. Спендиаров. Этим определяется его крупная роль в истории армянской музыки.

Источник:
https://mus.academy/storage/magazine/articles/pdfs/compressed/bZAH0jpYdMEtv5lBB7YpYZaUhYZIllK6rnb6nh3B.pdf