Симферопольские адреса А.А.Спендиарова

878

Спендиаровы жили в Симферополе с 1877 г. 12 лет — на съемных квартирах, затем — в собственном доме. В литературных источниках упоминаются три адреса:
1) Долгоруковская (Карла Либкнехта) — с 1877 г.;
2) Бульварная (Лазаревская, Ленина) дом 13;
3) Севастопольская, дом 19 с 1889 г. до 1920-х гг.
Долгоруковская улица
(название с 1883 г., до того — Дорога на Перекоп, Перекопская; с 1924 г. — Карла Либкнехта)
На этой улице Спендиаровы жили с 1877 г. в съёмных квартирах. Улица Долгоруковская была из респектабельных, к тому же на параллельной улице находилась мужская гимназия, где учились оба брата — Александр и Леонид. Документальных, надёжных источников, подтверждающих точные адреса установить не удаётся. Возможно название упоминалось в семье только устно. Цитата из книги М. А. Спендиаровой [Спендиарова, 1964:
«Саше исполнилось шесть лет, когда после размолвки с мужем Наталья Карповна переехала в Симферополь.
Вместе с детьми, которых у нее было пятеро, и бедной родственницей Такуш-тетей, взятой в дом в качестве воспитательницы, она поселилась на Долгоруковской улице в одноэтажном особнячке (курсив наш — П.К.)с красной плюшевой гостиной.
Именно в этой гостиной, на ковре, около длинного рояля фирмы «Плейель» и этажерки с Сашиными бумажными изделиями мальчика впервые увидел художник Айвазовский. Плененный талантом терпеливого ребенка, упорно нащупывающего форму, он стал настойчиво советовать Наталье Карповне обучать сына скульптуре, а уходя, взял с этажерки несколько фигурок из шелковой бумаги, чтобы продемонстрировать их в Академии художеств».
Упоминается в книге и другой дом на Долгоруковской:
«…Спендиаровы переехали в дом с палисадником, на той же Долгоруковской улице. Там была прохладная зала, разделенная аркой на две половины. В первой половине, недалеко от входной двери, стоял рояль.
<…>
Бывало, гудит на улице норд-ост, ударяя в окна голыми ветками акаций, а в зале на Долгоруковской тепло и горят свечи. Их мерцающий свет падает на группу хористов у рояля и на маленького концертмейстера, устремившего в ноты близорукие глаза.
Вторая половина залы погружена в полумрак. Пристально вглядываясь в него, можно различить на диване мадемуазель Бюрнан в поблескивающих очках и белых рюшах и Наталью Карловну с малютками Женей и Валей у ног. В глубоком кресле полудремлет дедушка Карп Иванович. Его лицо с белыми усами и зачесанными по старой моде височками благодушно. Поодаль — Афанасий Авксентьевич. Он то барабанит пальцами по столу, то теребит концы темной раздвоенной бороды.». [Спендиарова, 1964 (цит. по e-book)].
Возможно, название улицы (Перекопская, Долгоруковская) упоминалась в переписке Спендиаровых [Тигранов, 1953], [Спендиаров, 1962], [Спендиарова, 1975], но этих книг я не читал.
Долгоруковскую также упоминает Ю. А. Полканов [Полканов, 1985: C. 149], судя по формулировке фразы — информация из той же книги М. А. Спендиаровой.
Зная даты проживания, и такие приметы как «одноэтажный», «палисадник», «акация», «арка», можно было бы установить вероятные адреса: домов на улице не так уж и много. По моим предположениям, с которыми согласна Е. В. Эйлер (ур. Брунс), искать следует между современными ул. Желябова и Толстого.

Источник: https://vk.com/kaoarmyane