Георгий Акопян: «Это наша общая культура. Культура многонационального Крыма»

815

«Южная Столица» продолжает рассказывать о народах, проживающих в Крыму, а также об их национально-культурных обществах, созданных на полуострове. В июле 2021 г. в преддверии праздника «Вардавар» издание пообщалось с председателем Общественной организации — местной армянской национально-культурной автономии — Георгием Акопяном.

Фото: Тимур Ян

— Георгий Робертович, расскажите, пожалуйста, с чего началась история армянского народа на полуострове?

— История связей армян с Крымом уходит корнями в глубокую древность. В настоящее время арменоведы и крымоведы полагают, что первые связи армян с жителями полуострова могли возникнуть в эпоху правления понтийского царя Митридата VI Евпатора –– тестя и союзника наиболее могущественного царя Армении –– Тиграна Великого. Так как наши соотечественники всегда славились мастерством устанавливать торговые связи и формировать мощные военные отряды, историки, основываясь на сообщениях греческого географа Страбона, утверждают, что армяне на рубеже эр имели в том числе и экономические отношения с населением Крымского полуострова, являвшегося ключевой территорией на Северном Причерноморье.

В эпоху средневековья армяне играли важную роль в общественно-политической и экономической жизни Византии. Собственно, в это время именно оттуда они и проникали в Крым, где Восточная Римская империя владела рядом пунктов.

Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев конца XIII в. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Часто именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Серьезную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Каффы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск).

Фото: Тимур Ян

— А как и когда появилась национально-культурная автономия армян в Крыму?

— К 1989 году в Крыму было около 2,8 тыс. армян, из которых депортированные в годы Второй Мировой войны крымские армяне и их потомки составляли мизерную часть. Начало возвращение на родину крымских армян было связано с процессом этнической консолидации армянской общины, ее стремлением к возрождению национального языка, истории, культуры, быта, традиций и сохранение национального облика.

В 1989 году при Крымском отделении Украинского Фонда культуры было создано Крымское армянское общество культуры «Луйс». В 1991 г. оно преобразовалось в Крымское армянское общество (постановление Совета министров Крымской АССР от 20.08.1991 г. №194).

В соответствии со ст. 3 Постановления Верховного Совета Украины «О порядке ведения в действие Закона Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года, Крымское армянское общество перерегистрировано коллегией Управления юстиции Совета министров Крыма от 18.01.1993 г. за №1.В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ) и в связи с созданием Общественной организации «Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым» прекратилась деятельность Крымского армянского общества с января 2015 года.

Фото: Тимур Ян

— Каковы главные задачи и цели автономии на сегодняшний день?

Существует несколько основных проблем, стоящих перед Крымским армянским обществом на сегодняшний день. Во-первых – сохранение армянского культурного наследия Крыма. На территории республики находятся 11 объектов культурного наследия федерального значения – армянские церкви 12-14 вв. Шесть из этих 11-ти находятся на грани полного уничтожения. Эти церкви находятся в Феодосии и селах Белогорского района. Одна из первоочередных задач – добиться их реставрации, так как будущие поколения не простят нам того, что в светлом 21 веке мы не сберегли христианское наследие полуострова. Это наша общая культура. Культура многонационального Крыма.

Во-вторых – в этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого крымского армянского композитора Александра Спендиарова. Наша община обращалась в Минкульт Крыма, в администрации городов для совместной организации празднования юбилея композитора, так как это событие международного уровня. Юбилей композитора Спендиарова внесен в календарь памятных событий ЮНЕСКО, а музей Спендиарова в Ереване назначен координатором проведения торжественных мероприятий.

В-третьих – в Крыму существует единственный поселок компактного проживания репатриированных армян – Айкаван. Однако, в поселке отсутствуют детский сад и школа. Также нужно наладить регулярное транспортное сообщение между Симферополем и поселком Айкаван. Одним словом – в поселке, напрочь, отсутствует инфраструктура.

В-четвертых – до сих пор продолжаются суды по приостановке строительства на территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Церкви Святого Геворга» в Феодосии. Однако, этот вопрос должен решаться с вовлечением республиканской исполнительной власти, так как пока что сохранность церкви отстаивает только армянская община Крыма.

Фото: Тимур Ян

— Какие направления деятельности осуществляет организация?

— Наша организация создает условия для сохранения самобытности, развития нацио­нального языка, образования, возрождения традиций национальной культуры в различных формах.

Помимо этого, мы осуществляем содействие развитию сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями, действующими на территории Российской Федерации.

Фото: Тимур Ян

— Участвуете ли Вы в каких-то городских мероприятиях в городе и на полуострове?

— Ежегодно участвуем в городских мероприятиях, на которые приглашают, а именно демонстрируем национальную культуру, традиции и кухню. Также, каждый год мы проводим множество мероприятий. Например, национальный праздник «Тэрэндез» (Сретение господне (13 февраля во дворе армянской общины, г. Симферополь). Отмечаем мы и памятные мероприятия, приуроченные к годовщине Геноцида армян в Османской империи (24 апреля, г. Симферополь). Празднуем День поселка Айкаван (28 мая, п. Айкаван, Симферопольского района). Еще один праздник — «Вардавар» (г .Старый Крым, монастырский комплекс Сурб Хач). Другой — праздник «Сурб Хач» (13 сентября, г.Старый Крым, монастырский комплекс Сурб Хач). Устраиваем фестиваль «Морская Армения» в Ялте и г. Симферополе (сентябрь-октябрь). И, конечно, не забываем про новогоднюю елку для детей во дворе общины в Симферополе.

— Близится важный для армянского народа праздник – «Вардавар». Расскажите, пожалуйста, о его традициях и истории. Каковы обычаи празднования «Вардавара»? Будете ли Вы отмечать его в этом году?

— В ряду армянских традиционных праздников Вардавар — это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи. Праздник установлен в честь Преображения Господня на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном — поднялся на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежда стала белее снега.

Однако, этот праздник, несмотря на свою истинно христианскую сущность, сохранил ряд более древних, дохристианских черт. Само слово «Вардавар» имеет различные толкования. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель –– первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря –– 1-е число месяца навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и в результате, некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с православными праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.

По одной из версий, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн.

Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели за собой украшенных животных, которых резали для приготовления праздничной трапезы и раздавали всем, в основном, неимущим, как пожертвование – «обед любви» (матах).

По другой из версий, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра. Все поливают друг-друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни на пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.

С 1994 года среди армян Крыма возобновилась традиция широкого празднования Вардавара.

Армяне со всех концов Крыма и гости из других регионов России, Армении, представители других национальных общин, просто крымчане собираются у стен средневекового монастыря Сурб Хач, чтобы вместе отметить радостный христианский праздник.

В 2021 году, традиционно, будет отмечаться праздник «Вардавар», на котором свои концертные номера продемонстрируют ансамбль танца армянской национально-культурной автономии Республики Крым «Арарат» и ансамбль народного танца «Единство», так же планируется выступления вокального ансамбля «Нахичевань» и Танцевального ансамбля «Звартноц».

В течение дня планируются тематическая детская игровая программа (музыкальные и танцевальные конкурсы, спортивные соревнования, игры с водой), аквагримм для детей, мастер-классы по живописи. Как и всегда будет интересно и весело.

В этом году наша община планирует организовать во время празднования Вардавара сбор помощи армянским солдатам, получившим увечья во время последней Арцахской войны. Это будет адресная помощь. Также мы хотим поделиться идеей этой акции с армянскими автономиями других регионов России и оказать помощь как можно большему количеству пострадавших.

— Скажите, какими яркими достижениями автономия гордится больше всего?

— Одной из первых задач, которую мы поставили перед собой — была ревизия армянских памятников. В начале июля 2019 года была сформирована делегация из руководства КАО и историков и архитекторов для того, чтобы понять как обстоят дела с нашими средневековыми церквями. В июле 2019 года Комиссия РАНКАРК по уточнению состояния памятников архитектуры армянского зодчества провела осмотр армянских храмов Сурб Саргис и Сурб Урбат в с. Тополевка, а также храмов, памятников армянского зодчества в г. Феодосии. Ситуация плачевная, и сейчас мы работаем над тем, чтобы добиться финансирования для церквей Сурб Урбат и Сурб Саргис в Тополевке и Всеспасителя в Богатом.

9 мая 2020 состоялось торжественное открытие мемориала Герою Советского Союза Ашоту Апетовичу Аматуни в г. Симферополь. Автором проекта мемориала выступил архитектор Меружан Петросян. Памятник установлен по инициативе и на средства меценатов Крымской армянской общины.

Выделение места под церковь, газификация посёлка Айкаван, приостановка строительства на территории Сурб Геворг в г. Феодосия.

— Каковы планы организации на будущее? Есть ли какие-то задумки, которые Вам бы хотелось воплотить в жизнь?

— Координация армянской молодёжи, строительство армянской церкви, благоустройство посёлка Айкаван, восстановление армянских храмов – наши главные цели на ближайшее время. Дальнейшее сотрудничество, направленное на развитие межнациональных отношений между народами на многонациональном полуострове Крым – одна из важнейших задач.

Карина Бочарова

Источник: http://simadm.ru/