Рассказы о хозяйке старинного дома

2062
София Сергеевна с братом. Фото из семейного архива потомков.

В Симферополе возле Дома бракосочетаний царит праздничная атмосфера. Счастливые невесты в нарядных платьях стремятся непременно запечатлеть свой облик на фоне красивого старинного особняка. Но свадебные кортежи собирались здесь далеко не всегда. У этого дома — большая и богатая история, связанная и с судьбой Симферополя, и с судьбой всего Крыма.

Знаменитые фамилии

До революции хозяйкой этого уютного дома была София Сергеевна Шнейдер. Она владела участком, на котором размещались четыре здания, образующие единый двор. Самым нарядным из них был дом с белыми колоннами и изысканной лепкой.

София, в отличие от многих дам своего времени, уделяла большое внимание общественно значимым делам: создавала благотворительные организации, организовывала лекции о правовом положении женщин, опекала детские учреждения. Со временем она стала известной в Симферополе общественной деятельницей — патронессой.

Матерью Софии была Варвара Матвеевна Шлее, немка по национальности, представительница известной в Крыму династии землевладельцев и общественных деятелей. Отец Софии — потомственный почётный гражданин Сергей Сергеевич Налбандов (1843 — 1909). По национальности — армянин, по вероисповеданию — католик. В течение 37 лет он состоял депутатом Симферопольской городской Думы (1871 — 1908), служил в должности члена городской управы, с 1879 года работал заместителем городского головы Симферополя.

Сергей Сергеевич и Варвара Матвеевна владели большим двухэтажным домом вблизи Фонтанной площади (ныне пл. Ленина), на пересечении улиц Фонтанной и Севастопольской. В их семье родились трое сыновей (Сергей, Владимир, Эдуард) и дочь София. Каждый из них оставил след в истории Крыма. До революции Владимир Налбандов — надворный советник, крупный финансист, депутат городской Думы, председатель Симферопольской уездной земской управы и член земской управы всей Таврической губернии. Впоследствии — министр в Крымском Краевом правительстве генерала Сулькевича (1918 г.), государственный контролёр в Крымском правительстве Соломона Крыма (1919 г.), министр в Правительстве Юга России (1920 г.). Его брат Сергей Налбандов (1868 — 1939) — главный врач Сакской грязелечебницы, впоследствии профессор, основатель института курортологии и бальнеологии. В 1909 году по его инициативе в Саках был основан Музей грязелечения, и сегодня сотрудники музея бережно сохраняют память о существенном вкладе Сергея Налбандова в развитие Сакского курорта.

Уровень нравственности

О деятельности Софии Сергеевны нынешнее поколение знает мало. Повзрослев, она стала супругой крупного землевладельца, потомственного почётного гражданина Франца Францевича Шнейдера (1864 — 1918). Интересно, что он был родственником Софии по линии её матери, и до брака они часто встречались на семейных торжествах в кругу многочисленного семейства Шлее.

Являясь потомками немецких колонистов, Шнейдеры успешно развивали сельское хозяйство, активно участвовали в общественной жизни полуострова, состояли депутатами городской Думы и Симферопольского уездного земства. Франц Францевич владел домами в Симферополе и несколькими загородными имениями.

У Софии Шнейдер родились три дочери: Евгения (1895), Елена (1898) и Мария (1901). София Сергеевна не ограничивала себя рамками семейного круга и вела широкую благотворительную деятельность. В 1902 году в Симферополе сформировалось общество «Детская помощь», поставившее своей целью оказание всевозможной помощи детям малоимущих родителей. Председателем этой благотворительной организации была избрана София Шнейдер. По инициативе общества в городе развернулась широкая кампания по сбору пожертвований на строительство бесплатной детской больницы для малообеспеченных слоёв населения. Вскоре на собранные средства построили здание, и 1 сентября 1903 года детская больница со стационарным отделением на 20 мест была открыта. Члены общества организовывали тематические вечера, лекции, концерты, сборы от которых поступали на содержание больницы. Силами общественной организации осуществлялась не только лечебная, но и вся хозяйственная деятельность, включая отопление, освещение, обеспечение пациентов одеждой и питанием. Очевидно, надо было обладать завидным энтузиазмом и высочайшим уровнем нравственности, чтобы на общественных началах содержать детское лечебное учреждение.

В январе 1904 года газета «Крым» сообщила, что Благотворительное общество Симферополя приняло решение открыть на Госпитальной площади детские ясли на 30 мест. Заведование яслями возлагалось на Софию Шнейдер. В 1909 году в Симферополе открылся Женский клуб — объединение с просветительскими целями. В Клубе изучали правовое положение женщин, иностранные языки, вели уроки дошкольного воспитания и рукоделия, устраи-вали публичные лекции и чтения, литературные и музыкальные вечера, организовывали сбор пожертвований на благотворительные цели. Руководителем Женского клуба была также София Шнейдер.

Валентина КОМИССАРОВА
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 396 от 16 сентября 2016 года

Франц Францевич Шнейдер с дочерьми. Из семейного альбома потомков.

Не корысти ради

В благотворительных учреждениях Симферополя активно работали многие дамы дореволюционной поры, иногда даже семейные династии включались в работу для помощи малоимущим. Вместе с Софией работали её близкие родственники. Так, в правление общества «Детская помощь» были избраны Александр Матвеевич Шлее (родной брат матери Софии) и врач Мария Матвеевна Шлее-Люстих, а секретарём общества первое время состояла Мария Фердинандовна Шлее (дочь севастопольского купца Фердинанда Киста, вдова адвоката Матвея Матвеевича Шлее). Заседания женского клуба проходили в доме Надежды Измайловны Шлее в Греческом переулке (ныне ул. Одесская, 4). Супруг Софии, Франц Францевич Шнейдер, принимал участие во многих мероприятиях и был известен своей широкой общественной деятельностью.

Когда началась Первая мировая война, женский клуб организовал попечение детей, отцы которых были призваны на фронт. В октябре 1914 года клуб открыл детское учреждение «Очаг», рассчитанное на 30–40 детей. Работой руководила София Шнейдер. В 1915 году София Сергеевна обратилась в Симферопольскую уездную управу за финансовой поддержкой: «Очаг» ежедневно посещали 70-75 детей, и собранных женским клубом средств не хватало.

Интерьеры бывшего особняка Шлейдер на ул. Пушкина в Симферополе…

Итак, София Шнейдер возглавляла, по меньшей мере, пять общественных объединений: общество «Детская помощь», детскую больницу, «Ясли», женский клуб, «Очаг». Работа этих учреждений требовала постоянных финансовых вливаний. Вероятно, расходовались немалые суммы из личных средств, получаемых в результате хозяйственной деятельности в собственных имениях.

…здесь давно уже проведена полная реконструкция, от первоначального вида ничего не осталось

Вернулись лишь фотографии

Разразившаяся Гражданская война изменила уклад жизни и принесла много горя. Борьба за власть обрела жуткие формы. В страшной междоусобице с призывом «Бей буржуев!» нередко убивали невинных людей. В январе 1918 года революционно настроенные севастопольские матросы жестоко убили депутата городской Думы, потомственного почётного гражданина Франца Францевича Шнейдера. Это произошло в присутствии его дочерей, в центре Симферополя.

Как в дальнейшем сложилась судьба Софии Шнейдер, долго было не известно. Но в этом году впервые откликнулись прямые потомки Софии Сергеевны, проживающие ныне в разных краях. Благодаря интернету они узнали о моей книге «Крымская династия Шлее» и прочли сведения о своих родственниках. Началось общение, чрезвычайно познавательное для обеих сторон.

По рассказам потомков, София Сергеевна с двумя дочерьми, Еленой и Марией, эмигрировала в Европу. Старшая дочь, Евгения, окончила в Петербурге два курса медицинского института и стала гражданской женой командира Красной армии, что весьма нетипично для представительницы буржуазных слоёв. В январе 1918-го у них родилась дочь. Во время гражданской междоусобицы командир погиб, Евгения Францевна тоже была ранена и лишилась почки.

Вторым мужем Евгении стал крымчанин Вильгельм Киблер, немец по происхождению. В 1930-е, когда начались репрессии против бывших землевладельцев, семью Киблер выслали из Крыма на Север. Евгения и Вильгельм Киблер работали там переводчиками (по рассказам, Евгения знала семь или восемь языков). Но в 1937 г. их арестовали. Когда и где закончилась жизнь Евгении Францевны — неизвестно. Немецкая национальность, буржуазное происхождение и арест родителей негативно сказались на судьбе их двух детей. Но всё проходит… Ныне потомки крымских Шнейдеров живут с разными фамилиями и в разных местностях: на Севере, на Урале, в Москве, а также в других государствах. Никто из потомков в Крым не вернулся. Пока из дальних странствий в Симферополь вернулись лишь фотографии (Редкое фото Софии Сергеевны Шнейдер из семейного архива потомков мы публиковали в № 396. — Ред.) — облики людей-созидателей, заботившихся о нуждающихся людях и о благополучии родного края.

Валентина КОМИССАРОВА
Фото архив «КТ» 
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 397 от 23 сентября 2016 года

Источник: http://ktelegraf.com.ru/8431-rasskazy-o-xozyajke-starinnogo-doma-chast-pervaya.html