Школа города Шуши возобновила свою деятельность в Степанакерте

1457

11 января 2021 года временно в школе имени Ашота Гуляна в городе Степанакерт возобновила свою деятельность средняя школа им. Хачатура Абовяна города Шуши. Занятия проходят во вторую смену. Из-за отсутствия собственного здания перед педагогическим коллективом возникает множество проблем. Организация учебного процесса обеих школ согласуется между директорами и общими усилиями создаются условия для того, чтобы занятия проходили полноценно.

Несмотря на поствоенный хаос и сложившуюся тяжелую ситуацию, по всей территории, оставшейся  под контролем ВС Арцаха, сразу же после размещения здесь миротворческих сил, стали открываться школы. В Степанакерте практически открылись все школы и высшие учебные заведения.

Первым свои двери перед учениками открыла вторая школа города Степанакерта.

Однако, из-за большого количества переселенцев, эти школы вынуждены создавать дополнительные условия, открывать дополнительные классы, чтобы дети из других районов Арцаха ходили в школу, а их учителя не остались без работы. И это не маловажно: так как эти люди не только потеряли работу, но и остались без крова и вынуждены проживать в съемных квартирах.

После возвращения на родину, дети из Шуши были распределены в соответствующие классы в школах столицы. Теперь же они собрались вместе, хоть и не в родной школе, но зато со своими учителями и одноклассниками.

Сохранение школы — важный шаг, направленный на то, чтобы дети помнили, откуда они, сохранили в себе частичку того Шуши, который объединяет их всех.

Министр просвещенья, науки, культуры и спорта Лусине Гараханян приложила все усилия, чтобы как можно раньше решить вопрос о возобновлении деятельности учебных заведений городов Шуши и Гадруда. Она отметила важность того, чтобы названия этих городов не переставали звучать, и никто не забывал о том, что у нас отняли.

Директор школы Арутюнян Лиана Мурадовна рассказывает, что сразу же после возвращения в Арцах, она задумалась над тем, чтобы собрать своих воспитанников.

  • Важно, чтобы мы запомнили армянский образ Шуши, сохранили его и передали другим. А это могут сделать те, кто жил в Шуши.

Самая важная проблема сейчас найти отдельное здание для школы.

В нашей  беседе с Л. Мурадовной, она отметила, что после освобождения Шуши в 1993 году, она была в числе первых выпускников школы имени Х. Абовяна города Шуши, а спустя несколько лет, стала директором в родной школе.

  • Никто не был готов, что так, в какие-то считаные дни, мы  потеряем Шуши. Город процветал с каждым годом. Школа активно принимала участие в жизни города, в различных мероприятиях, проводились олимпиады, соревнования по разным предметам. Школа была оснащена всем необходимым для учебного процесса. Количество учеников росло, что было связано с увеличением населения города.

               Моя дочка тоже учится в этой школе. Три года я активно принимала участие в ее школьной жизни. Будучи председателем родительского совета, все время общалась с учениками и их родителями. 

 Мы вспоминали с директором, как на протяжении трех лет всячески пытались наряду с двумя параллельными классами открыть еще один, так как в каждом классе было по 34 ученика, теперь же общее количество 3-его класса —  19 учеников.

          Война разбросала нас всех, но люди продолжают возвращаться в Арцах, количество учеников растет.

Как мне сейчас известно, в школе открылись 1-12 классы.

              Также директор рассказала, что в сентябре 2020-го года в школе учились 620 учеников, а количество жителей города доходило до 5000. Учебный год начался позже, чем обычно. В связи с пандемией, дети пошли в школу 14-ого сентября. Спустя две недели началась война.  Сейчас, фактически, 216 учеников уже вернулись.

Невозможно передать радость учеников, их воодушевление тем, что снова все вместе, рассказывает, с каким теплом дети встречают друг друга. Дети стали внимательнее друг к другу, заботливее, что особенно важно в эти дни, когда все потеряли свои дома, оказались в другом городе, таком знакомом, но все же не родном. Будучи рядом со своими учителями и одноклассниками, они на время забывают о пережитом, радуются и заряжают своим позитивом педагогов.

            Дети единогласно говорят о том, что рады вновь учиться со своими одноклассниками, хоть и в другой школе. Общаясь с ними, трудно не заметить эту чистую, искреннюю радость в их глазах.

От нас зависит их будущее. От них – то, каким будет Арцах завтра.

Тамара Бабаян