Великий четверг

1085

Великий Четверг Страстной Седмицы — это воспоминание Тайной вечери — священного события, которое произошло в Сионской горнице.

На Тайные вечери Спасителем было установлено главное таинство нашей веры Таинство Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христовы.

В этот день Господь дал своим последователям наставление – творить сие в память о Нем и по сей день на многочисленных престолах наших церквей совершается святая литургия и таинство святого причащения.

Великий четверг призывает нас задуматься о той безграничной любви, которую Господь даровал человеку. Он «до конца возлюбил» человечество и именно любовь составляет сущность всего Его служения. Любовью создал Бог мир. Любовью не оставил его, когда отпал он в грех и смерть. Любовью послал в мир Сына Своего Единородного — Свою Любовь. И с помощью Таинства Причащения он каждый раз дарует нам эту Любовь.

Видео-сюжет: Тимур Ян

Чин омовения ног

Вечером великого четверга страстной седмицы мы вспоминаем новозаветное повествование о том, как на тайной вечере Спаситель явил ученикам пример истинной любви и смирения: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:4-5). Омыв ноги ученикам, Христос объяснил им смысл Своего поступка: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14-15).

В память о евангельском событии во всех армянских церквях священнослужители омывают ноги 12 мужчин, избираемых из числа прихожан.

Этим событием Господь явил нам пример истинного смирения и служения ближнему.

Мы – христиане, призваны не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии со своим призванием.

Видео-сюжет: Тимур Ян

Чин Затмения (Хаварум)

Вечером великого четверга во всех армянских храмах совершается чин Затмение (Хаварум), во время которого верующие словно сами оказываются в Гефсиманском саду вместе со Христом, видят предательство Иуды, арест Христа, допрос и унижения Господа, а также слышат троекратное отречение и раскаяние Петра.

Во время богослужения на Алтаре горят 13 свечей. 12 свечей горят, а одна незажженная символизирует Иуду.

По прочтении фрагмента из Священного Писания священнослужители по очередности гасят свечи на алтаре. В конце, остается лишь одна горящая свеча Спасителя, как символ Его одиночества. Свет в храме гаснет и звучит песнопение «Ур ес Майр им» («Где ты, матерь моя»). В полной темноте произносится проповедь святого Григора Татеваци.

Страсть Христа была страданием и тела, и души, а смерть Его — одно бесчестие, мучение и скорбь. По словам святителя Иоанна Златоуста, во время страшных страданий Господа каждая часть Его святой плоти претерпела бесчестие: глава — от тернового венца, лицо — от ударов и плевков, уста — от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши — от оскорблений, руки и ноги — от гвоздей, ребра — от копия, а всё тело — от избиений. Но страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца.

Видео-сюжет: Тимур Ян

Источник: Армяне Крыма