Арутюн Чакрян

596

Единство. Невзирая на принадлежность к определённой нации… Единство — вопреки всему — лишь это, а ещё сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней, самопожертвование во имя отчей земли — залоги успеха. То, что помогло выстоять в Великую Отечественную, выстоять и победить. Тогда, в сражениях на фронте, в оккупации, борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу, в большинстве своём советские люди, настоящие патриоты, не делились на национальности. Только вместе — к общей Победе. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации. С одной стороны, это, наверное, неправильно — «они тогда едины были в общем порыве», а с другой… Возможно, именно так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своими героями, настоящими патриотами, брала с них пример отваги и единства. Многонациональный Крым тысячи сынов и дочерей отправил на борьбу с общим врагом, и не вернулись многие. И защищали, освобождали наш полуостров герои многих наций, народов, тогда все они были просто Советские люди, сегодня мы вспоминаем… Благодаря Вартану Григоряну, краеведу, публицисту, члену Крымского армянского общества, руководителю сектора по историко-патриотической работе КАО, вспомним об одном из участников штурма Сапун-горы, отдавшем жизнь за полуостров. Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы — ждём писем.

За Кавказ…

Его портрет в День Победы, наверное, проносят по Москве потомки в колонне «Бессмертного полка» — страницу героя на одноимённом портале создала Грета Вардановна, а может, и в родной Абхазии тоже. А у нас в Крыму, в Севастополе, Балаклаве, его именем названа улица, есть памятный знак. Его могила на братском кладбище в Черноречье (Чоргунь). Он лишь день не дожил до освобождения Севастополя, лишь год с небольшим — до Великой Победы. Но Арутюн Хачикович Чакрян в свои 26 сделал для неё всё, что мог — защитил Отечество.

В 1918-м (по иным данным — на год раньше) в старинном селе Гумиста на берегу одноимённой реки в Абхазии в многодетной армянской семье (две дочери и три сына, погодок нашего героя — Григорий, по данным портала «Память народа», дожил до 40-летия Великой Победы, награждён орденом Отечественной войны второй степени) родился мальчик, наречённый Арутюном. Способный оказался паренёк, с отличием окончил местную неполную среднюю школу, потом, также «отлично», в Сухуми — армянскую среднюю. Его призвали на службу за полтора года до начала Великой Отечественной, о которой, впрочем, тогда не хотелось думать — несколькими месяцами ранее наш нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп подписали договор о ненападении. Хотя многие всё же понимали, что рано или поздно нападение на Советский Союз будет, тем более после скорого начала Второй мировой… И выбрал армянский парень делом жизни армейскую службу — подал рапорт в Житомирское пехотное училище, окончил перед самой войной. Вместе с другими выпускниками-лейтенантами был на сборах в Ростове-на-Дону, когда пришла страшная весть. На фронт отличника учёбы сразу не направили — поручили готовить пополнение для него в полковой школе в Авчале под Тбилиси, но он рвался туда, где бои, рапорт за рапортом подавал… И в героические дни обороны Кавказа всё же добился: командир стрелковой роты отличился уже в августе 1942-го в боях за Новороссийск, первая медаль «За отвагу». За бои в Краснодарском крае, спустя менее года, — ещё одна.

— Он получил её по приказу от 20 апреля 1943 года по 276-й стрелковой дивизии, будучи лейтенантом — заместителем командира миномётной роты 871-го стрелкового полка, — рассказывает Вартан Григорян, — хотя представляли тогда к ордену Красной Звезды. «Лейтенант Чакрьян (искажение фамилии, имени, увы, случалось часто в документах, в одном, к примеру, значится как «Аруплон Хагикович». — Ред.) во время боёв за хутор Беликов и Свистельников умелой организацией огня миномётов подавил три огневые точки противника (ст. пулемёты), что способствовало продвижению батальона с малыми потерями вперёд при наступлении. Организовал своевременный подвоз и поднос боеприпасов на огневую позицию. Благодаря своевременной смене и тактически правильному выбору огневой позиции, добился ведения боя без потерь как в людском составе, так и в матчасти. Лейтенант Чакрян достоин правительственной награды. Командир 871-го стрелкового полка майор Завадовский (Лука Николаевич. — Ред.). 11 апреля 1943 года».

И за Крым…

Наш полуостров Арутюн Хачикович освобождал уже в звании капитана, заместитель командира первого батальона 276-го стрелкового полка, в составе 77-й стрелковой дивизии полковника Алексея Родионова (он за освобождение Крыма стал Героем Советского Союза, а полное наименование подразделения на конец войны — 77-я стрелковая Симферопольская Краснознамённая ордена Суворова дивизия имени Серго Орджоникидзе), что входила в состав 51-й армии генерал-лейтенанта Якова Крейзера. Две боевые награды за Крым у армянина — орден Отечественной войны первой степени и медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза. Только о них парень уже не узнал — родителям передали удостоверения, а он остался навечно в земле под Севастополем.

— Орден Отечественной войны первой степени — по приказу по войскам армии от 17 мая 1944-го, Крым уже освобождён, — продолжает краевед. — «В период наступательного марша полка от Сиваша до Сапун-горы Крымской АССР капитан Чакрян, действуя в походной головной заставе батальона 11 апреля 1944 года в районе Кирк-Ишунь (Володино, Джанкойский район. — Ред.) вступил в бой с противником, действуя смело и решительно. Населённый пункт Кирк-Ишунь был взят с ходу. В этом бою лично уничтожил двух офицеров и 8 солдат противника.

С 15 по 18 апреля 1944-го, следуя с группой отставших на марше бойцов, по прибытии к месту сосредоточения батальона вступил с ним в бой. Этим самым поднял моральную устойчивость бойцов и помог батальону выполнить поставленную задачу. В этом бою, будучи ранен, не покинул поле боя, а остался командовать своей группой, действуя уже в составе батальона. За проявленное мужество и отвагу представляется к правительственной награде орденом Отечественной войны второй степени (наградили — первой. — Ред.). Командир 276-го стрелкового полка подполковник Камкин (Михаил Иванович. — Ред.). 9 мая 1944 года».

В документе уже можно было бы указывать — «посмертно», погиб капитан в боях за Севастополь. За него, за Крым, 24 марта 1945-го Арутюн Хачикович посмертно стал Героем Советского Союза. И вновь строки из наградного листа, сохранённого в Центральном архиве Министерства обороны России. «…Освобождая наш солнечный Крым от фашистских захватчиков, как подлинный патриот нашей Родины, капитан Чакрян лично руководил боевыми операциями… При штурме сильной обороны противника в районе Сапун-горы 7 мая 1944-го капитан Чакрян, действуя в боевых порядках рот, на своём участке первым ворвался во вражеские траншеи и в рукопашном бою лично уничтожил 10 солдат и 2 офицеров противника; взяв в плен 60 вражеских солдат и офицеров, первым достиг вершины Сапун-горы, водрузив Красный флаг. 8 мая 1944 года капитан Чакрян погиб смертью храбрых…».

А спустя время из Москвы в селение Гумиста отцу крымского героя, Хачику Арутюновичу, пришло письмо от председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Шверника: «По сообщению Военного командования Ваш сын капитан Чакрян Арутюн Хачикович в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых. …Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом». Вартан Григорян уверен, «пока есть благодарные потомки, чьи отцы и деды освобождали наш полуостров, Родину, никому не удастся исказить историю периода Великой Отечественной войны и присвоить чужие заслуги». Мы помним наших героев. Светлая память павшим защитникам Отечества.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.

Источник: https://c-pravda.ru/news/2023-08-07/rukopashnyjj-i-znamya