«У нас есть то, чего нет у других армянских общин Спюрка»,- говорит директор Армянской школы им. Габриэла Айвазовского Тамара Виноградская (Григорян), — «Нигде в армянской диаспоре не использовалась так широко государственная образовательная структура, как в Крыму».
Армянская школа, как единая образовательная структура Крымского армянского общества, была создана осенью 2002 года решением учителей армянского языка, в результате реализации проекта «Майрени лезу», автором идеи и руководителем которого являлась Тамара Виноградская (Григорян).


«Мы собрали учителей армянского языка воскресных армянских школ Крыма на методический семинар «Майрени лезу». В ходе обсуждения стало понятно, что условия работы воскресных школ очень сложны. Создаваемые общинами, они часто закрывались: не было помещений, учебных пособий, не было даже элементарного — мела. В Евпатории, например, здание воскресной армянской школы при церкви Сурб Никогайос было в аварийном состоянии: здание не отапливалось, не было воды, с потолка падала штукатурка. Нахождение детей там было просто опасным. Небольшая поддержка воскресных школ ранее депортированных народов через финансирование Рескомнаца Крыма с 1998 года прекратилась. Даже тот мизер, который получали учителя за свой труд, иссяк. Учителя были, за редким исключением, без педагогического образования», — рассказала Тамара Виноградская(Григорян).

Тамара Азатовна предложила шире использовать возможности государственных образовательных учреждений, создавая на их базе группы изучения армянского языка. Тем более, что такой опыт уже был в Симферополе в «Открытом космическом лицее» и школе № 33. Поэтому было принято решение объединить усилия для создания условий для изучения армянского языка в государственных общеобразовательных учебных заведениях.

«14 октября 2002 года участники семинара подписали документ, дав свое согласие на создание единой образовательной структуры Крымского армянского общества — Нетрадиционной армянской школы, НАШей школы, как мы ее называли»,- рассказала Тамара Виноградская (Григорян).

Отсутствие собственного здания, нестандартные формы работы, нетрадиционные методики, право выбора учителя и предметов обучения продиктовали первоначальное название школы.

«Мы стали тесно работать с Министерством образования АРК, с городскими управлениями образования. Все последующие наши проекты по проведению методических семинаров, изданию дидактических пособий для НАШей школы неизменно ими поддерживались. Через Рескомнац АРК стали финансировать программу поддержки общеобразовательных школ, в которых изучались родные языки ранее депортированных народов. Этим школам один раз в год выделялись средства на мебель, технические средства обучения, закупку наглядных пособий для групп изучения родного языка. В школах, где изучался армянских язык, рекомендации на закупки давали мы. Конечно, директора школ этим дорожили», — рассказала Тамара Виноградская (Григорян).

Важнейшей вехой в становлении Армянской школы стало написание учебной программы по армянскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учреждений с русским (украинским) языками обучения, утвержденной тремя министерствами образования. Министерство образования Республики Армения рекомендовало нашу программу для армянских образовательных учреждений Спюрка.

Через пять лет в шести школах Симферополя, двух школах Евпатории, в Старом Крыму, Армянске, в пгт. Раздольное были созданы группы по изучению армянского языка. Позже – в Керчи, Ялте, Саках. К сожалению, сегодня не везде удалось сохранить эти группы.

«Всё зависит от того, хотят ли сами армяне приходить на занятия. Главная фигура — учитель. Мы очень много сделали для формирования педагогического коллектива. Все учителя Армянской школы сегодня с высшим педагогическим образованием, все прошли курсы повышения квалификации в Армении или Крыму. Гоар Петросян, Анжела Аветисян заслужили высшею педагогическую категорию.
При этом мы поддерживаем и воскресные школы. Успешно работала совместно с НАШей школой и воскресная школа при церкви Сурб Рипсиме в Ялте. Совместно с КАМКом в 2005 г.была создана воскресная школа для молодежи при «Открытом космическом лицее», — говорит Тамара Виноградская(Григорян).

Успехи Армянской школы и её учащихся — это несомненно заслуга всего коллектива и её бессменного директора Тамары Азатовны Виноградской (Григорян), которая утверждает, что «дело, которое они начали 20 лет назад даёт свои плоды: бывшие ученики уже приводят в школу своих детей.

Лусинэ Марянян