В апреле этого года настоятель монастыря Сурб Хач и викарий главы епархии в Крыму иеромонах Мхитар Григорян, представил прихожанам Симферополя нового настоятеля церкви Сурб Акоб — священника Нерсеса Хананяна. За первые месяцы пребывания Тер Нерсеса в Крыму сделано не мало — активно ведется ремонт в церкви и приходском доме, планируется открыть духовно-просветительский центр, создаются медийные проекты с участием церкви, а по воскресениям в церкви Сурб Акоб вновь проводится Литургия. Что привело его в священнослужители, как в дальнейшем сложилась судьба, о первых месяцах пребывания в Крыму, а также о своем отношении к интернету, «виртуализации» церкви и многом другом, священник Нерсес Хананян — настоятель церкви Сурб Акоб в Симферополе, рассказывает в своем интервью.
- Тер Нерсес, расскажите немного о себе. Как вы пришли к вере в Бога и когда стали студентом семинарии?
Я родился в Баку. Во время погромов и гонений по отношению к армянскому населению в 1989-1990 гг. мы переехали-бежали сначала в Армению, буквально на несколько месяцев, а потом в Россию, г.Кисловодск.
Вообще Господь по-разному призывает каждого человека, зачастую Он делает это явно и очевидно, иногда таинственно и непостижимо для человеческого разума. Но учитывая, что Господь даровал нам свободную волю, принятие Его может быть исключительно добровольным.
В моей жизни Господь появился и явно, и таинственно.
В раннем возрасте у меня были проблемы со здоровьем и после выздоровления я попросил родителей отвести меня в храм, дабы я мог помогать священнику. Мне тогда было 5 лет. С того времени я прислуживал алтарником в армянской церкви Сурб Вардан. Наверное, этот период и можно назвать моим обращением к Богу.
А в семинарию я поступил после окончания школы, в 2005 году. Годом ранее я впервые побывал в Армении, можно сказать как турист и эта поездка произвела на меня невероятное впечатление.
2. Как в дальнейшем сложилась ваша судьба как священнослужителя?
По окончании семинарии в 2011 году я был назначен на служение в издательский отдел Первопрестольного Святого Эчмиадзина, а через три месяца Католикос Всех Армян Гарегин Второй направил меня в Российскую и Ново-Нахичеванскую Епархию, в Москву. До 2014 года в сане дьякона я выполнял обязанности епархиального секретаря, а в феврале того же года в нововозведенном кафедральном храме Преображения Господня г.Москвы архиепископ Езрас Нерсисян рукоположил меня во священники.
В 2015 году некоторое время я прослужил в Якутии, став настоятелем церкви Сурб Карапет г. Якутска. По возвращении в Москву год был ответственным за отдел социального служения, а в июне 2016 года был назначен в Тверь настоятелем церкви Сурб Арутюн.
С Божьей помощью за кратчайшие сроки мы смогли довести до конца строительные работы и благоустройство прицерковной территории, а также организовать торжественные мероприятия, посвященные освящению и открытию храма. В дальнейшем при особой поддержке прихожан нашего храма удалось открыть воскресную школу, создать церковный совет, молодежный союз и женский совет, издать газету. С открытием церкви для армян Твери началась новая жизнь.
3. Как вы оцениваете первые месяцы своего пребывания в Крыму?
Служить здесь большая честь и еще большая ответственность. Учитывая какую планку нам поставили наши предки, проживавшие здесь на протяжении многих веков и какое наследие они оставили после себя, приходится трудиться в два раза больше, дабы хоть немного оправдать нашу преемственность и сохранить то, что у нас есть для следующих поколений. Здесь много талантливых людей, любящих свою Родину и родную Армянскую Церковь, но не хватает глубинного понимания, что Церковь-Община, это все мы.
4. Расскажите немного о ремонтных работах в церкви и приходском доме в котором планируется открыть духовно-просветительский центр.
По прибытии в Крым первой задачей для себя я поставил ремонт в храме и прицерковном помещении, так как для полноценного служения и воплощения в жизнь дальнейших проектов, связанных не только с духовной, но и культурной, образовательной жизнью армян Симферополя, необходимы должные условия.
Слава Богу нашлись люди, готовые помочь, морально, физическим трудом и финансово. В скором времени все работы будут окончены, и приходская жизнь в нашем храме продолжится в ином ключе. Что касается духовно-просветительского центра, то скажу, что в планах сделать такой центр, который будет кардинально отличаться от обычной воскресной школы по своему формату и создаст возможность людям разного возраста еще лучше узнать историю и язык своего народа, укрепиться в вере и вновь обрести духовную Родину – Армянскую церковь, а также получить знания, которые будут полезны в разных сферах жизнедеятельности.
Но все вышесказанное является временной задачей и целью. Важно, чтобы верующие, прихожане нашего храма стали не просто случайными знакомыми, но подлинными единомышленниками, помогающими друг другу, обществом в котором одно сердце и одна душа. Вот это вечная и самая главная задача.
5. В недавнем времени появились несколько медийных проектов с участием нашей церкви – «притчи по средам», «церковные песнопения». Церковь становится ближе и доступнее с помощью новых технологий. Как вы относитесь к этому и что значит быть священником в современном мире?
Будучи достаточно активным пользователем различных социальных сетей, я всегда стараюсь учитывать «язык» и мышление времени. Церковь не должна стоять на месте, мы должны делать все, чтобы современный человек услышал о Боге, духовных ценностях и утвердился в непреходящей истине Евангелия.
При всем этом я уверен, что интернет может и должен быть только неким трамплином, после прохождения которого человек должен держаться живого общения с Богом, найти себя в реальной приходской жизни. К сожалению, все мы можем подвергнуться зависимости от виртуального мира поэтому хорошо если мы усилиями воли можем ограничить для себя пользование и время нахождения в сети. Интернет может быть частью жизни христианина, но он не должен занимать ее полностью.
Сегодня, впрочем, как и всегда, священник должен быть понятным и образованным, терпеливым и современным, а главное честным, оставаясь священником и в церкви, и на улице, и в интернете. Священник должен быть везде, где есть возможность достучаться до сердца человека, а интернет является самой масштабной площадкой, на которой можно говорить о Боге.
Священник Нерсес (Хананян)
Беседовала: Арус Габриелян