Быть учителем родного языка в диаспоре… интервью с Тамарой Азатовной Григорян (Виноградской)

336

В недавнем времени свой Юбилей отметила Тамара Азатовна Григорян (Виноградская) – заслуженный учитель АРК, дипломант Всеармянского конкурса «Защитник родного языка» (2012), директор Армянской школы им.Габриэла Айвазовского. Что значит быть руководителем армянской школы в диаспоре? Гордость, честь, титул, особый вызов? Сегодня мы пообщались с Тамарой Азатовной об успехах школы, сложностях на пути к развитию, миссии наших учителей и роли армянского языка за пределами Родины.

Тамара Азатовна, прежде всего, позвольте поздравить вас с вашим юбилеем!  Ваши успехи в деле воспитания и обучения учащихся, деятельность по развитию армянской школы в Крыму выше всяких похвал. Как вы можете оценить спрос на изучение родного языка за последние несколько лет?

Стремление сохранить родной язык присуще всем армянским семьям. Но в иноязычной среде сложно это сделать самим, когда дети подавляющее время общаются и обучаются на другом языке. В семьях с разноэтничными супругами, а их становиться все больше (примерно половина), ситуация еще тревожнее. Без помощи школы мы неминуемо идем к потере языка. В последние годы в группах изучения армянского языка, которые мы создали в бюджетных общеобразовательных учреждениях, число учеников в Симферополе и Евпатории стало вдвое больше. Желающих привозят даже из пригородов, например, Раздольного и Гвардейского.

Ученики Армянской школы им. Габриэла Айвазовского ежегодно участвуют в конкурсах, олимпиадах по родному языку, выступают на торжественных мероприятиях Крымского армянского общества, проводят совместное время на экскурсиях и поездках, организуемых армянской школой. Как вы можете оценить эффективность обучения в школе? Каковы успехи и с какими сложностями сталкивается сегодня наша школа?

Группы изучения армянского языка, находящихся в едином образовательном пространстве, более эффективны. Наши дети и учителя являются участниками единого образовательного процесса внеурочной деятельности, могут использовать всю учебно-методическую базу бюджетной школы, защищены законом об образовании РФ. Если говорить о конкретных результатах, практически все дети за 4 года обучения умеют писать и читать по-армянски. Не просто декламируют на родном языке, но более десяти лет держат первенство в своей группе на Всекрымском конкурсе «Язык – душа народа», проводимом министерством образования РК. Приобретают навыки разговорной речи те, кто пришел к нам «без языка», остальные расширяют словарный запас, совершенствуют литературный армянский язык, не стесняются говорить по-армянски. Кроме этого знакомятся с историей, культурными и религиозными ценностями своего народа, приобщаются к его традициям. Главное, Армянская школа формирует стойкую общность детей и их семей. Не случайно среди наших бывших учеников сложилась уже не одна семейная пара, которая приводит в Армянскую школу уже своих детей.

Группы армянского языка в г. Симферополе

К сожалению, группы изучения армянского языка, при моем личном участии открытые в предшествующие годы в Керчи, Саках, Ялте, Судаке, Старом Крыму, даже в Армянске, Джанкое и Раздольном, общины не сумели сохранить. Есть попытки, например, в Бахчисарае, организовать воскресную школу, но использовать потенциал бюджетного образования они не могут.

Сейчас остро встал вопрос об утверждении соответствующими структурами МОН РФ учебной программы по армянскому языку для 1-4 класса. Над этим мы работаем. Надеюсь, что в 2019 г. программа будет утверждена, как и прежняя.

Быть учителем армянского языка в диаспоре. Что это значит сегодня? Какова миссия этой роли?

Вы совершенно верно сказали: быть учителем родного языка в диаспоре – это миссия собирателя и хранителя нации. Учитель в нашей школе, в отличии от обычного педагога – это центральная фигура. Вокруг его личности формируются группы. От его качеств, умений и такта зависит взаимодействие с семьей ребенка в сохранении родного языка, а иногда и параллельном его изучении одним из родителей. А главное, именно за учителем идут воспитанники к армянству, к Прародине, к сокровищам духа и культуры. При этом учителю зачастую приходиться самому готовить учебные пособия, дидактический материал, которого не приобрести вне Армении, лавировать в перепитиях школьного расписания. Достоянием нашей общины стали такие учителя, работающие в Армянской школе с начала двухтысячных, как Анжела Рафиковна Аветисян, Карине Мушеговна Асланян, Гоар Гранти Петросян, Елена Ашотовна Габриелян. Я же занимаюсь армянской школой больше 20 лет. Верность нашему делу объединяет нас много лет.

С каждым годом  в армянской диаспоре по всему миру все меньше и меньше армяноязычных людей.  Что нужно делать, чтобы избежать потери армянского языка и куда такая потеря может привести?

 В Армянских общинах Крыма всегда акцентируют внимание на значимости сохранения языка, при этом легко смирились с закрытием армянских групп и даже воскресных школ в восьми выше перечисленных городах и поселках. На мой взгляд, пока этот вопрос не станет центральным в жизни армянских общин, нас ждет потеря языка.

В Симферополе армянские группы были открыты мной в 8 общеобразовательных учреждениях, теперь существуют только в двух. Да, они развиваются стабильно. Но этого явно недостаточно. Необходимо менять отношение к учителю  –  больше внимания и реальной поддержки со стороны руководства общины. Мы чрезвычайно благодарны Попечительскому совету школы, но число его членов за последние годы сократилось вдвое.

Решение проблемы в Симферополе я лично связываю с острейшей необходимостью создания детского сада-начальной школы с армянским компонентом.  В раннем возрасте ребенок естественно воспринимает язык, а не заучивает его. Возможности и разные формы организации, подготовленные педагогические кадры для  этого сегодня есть. Нужна общая воля, хотя бы в Айкаване. Время работает против нас. Пример тому судьба многих народов.

21.06.2019 г. в офисе РАНКАРК Тамару Азатовну Григорян ( Виноградрскую) пришли поздравить с юбилеем общественники, коллеги, ученики.  Фото: Мария Григорян

Уважаемая Тамара Азатовна! Спасибо за уделенное вами время! От всей души желаем Вам здоровья, неиссякаемой энергии и дальнейших успехов!
Пусть Ваша жизнь будет насыщена радостными событиями, а ее новые страницы заполняться яркими встречами, приятными хлопотами и плодотворными делами!


Беседовала: Арус Габриелян